Итальянские народные танцы

Считается, что традиционные итальянские танцы начали формироваться в XV веке. До этого танцевальные движения итальянцев не отличались разнообразием и не имели четких закономерностей и правил.

Эпоха Возрождения изменила отношение к Богу и к культуре в целом. Изменился характер итальянских танцев – появилась легкость, плавность, быстрота в движениях. Шагообразные плавные комбинации стали переходить в так называемые балли – легкие движения в быстром темпе. В танцах появился символизм – держа полную стопу на полу, танцующий как бы соединялся с Землей, вставая на носки – стремился к Божественному.

Итальянские танцы

Знатные итальянцы приглашали хореографа Гульермо Эбрео (Guglielmo Ebreo da Pesaro) и Доменико делла Пьяченца (Domenico della Piacenza) известного в XV веке теоретика по танцевальному искусству, для создания культурного наследия страны. Благодаря этим людям появились новые танцевальные движения, старые танцы были переработаны, многие па были взяты из культуры других народов.

Представляем для вас список самых зажигательных старинных и современных итальянских танцев:

Гальярда

Гальярда (Gagliarda) – в переводе «веселый» – считается старейшим танцем в Италии. Гальярду исполняли в паре или соло. Основными чертами танца являются скачки и комбинация пяти па. Со временем Гальярда приобрела обыденную чопорность придворных танцев, стала медленной, а к концу XVII века перешла в музыку. После Италии этот танец получил распространение в других станах западной Европы. Гальярда была любимым танцем английской королевы Елизаветы I, и несмотря на быстроту темпа, она танцевала его и в немолодые годы.

Тарантелла

Тарантелла (Tarantella) – зажигательный энергичный танец, популярный в южной италии, особенно в Калабрии и на Сицилии, хотя классическим вариантом считается неаполитанская тарантелла.

По одной из версий название танца происходит от названия итальянского города Таранто. Согласно другой легенде, тарантелла была способом излечиться от безумия, вызванного укусом тарантула «тарантизма». Быстрый темп, скачки танца якобы помогали разгонять кровь и противодействовать яду паука. В XVI веке по улицам гуляли специальные оркестры, под музыку которых народ часами танцевал тарантеллу. Пары или отдельные танцоры образуют круг во время танца, двигаясь по часовой стрелке, потом неожиданно меняя направление.

Тарантелла

Музыка для танца игралась на гитарах, флейтах, ударных или клавишных инструментах, часто сопровождаясь пеним и тамбуринами или кастаньетами в руках танцоров. В средневековье церковь сочла танец воплощением женской похоти и запретила его. Но уже во времена кардинала Барберини танец вновь был разрешен и стал исполняться при дворе. В наше время тарантеллу иногда танцуют на итальянских свадьбах и на Notte della Taranta фестивале проходящем в Мелпигнано.

Пиццика

Пиццика (Pizzica) – один из видов тарантеллы, родом из Саленто, широко распространенная в Апулии, Базиликате и Калабрии.

Так и тарантеллу, пиццикатанцуется в кругу, сопровождаемая жестикуляцией рук и резкими поворотами. Но в отличие от тарантеллы, пиццику исполняют только дуэтом.

Пиццика

На праздниках в кругу семьи, пару могут составлять однополые родственники. В былые времена обязательным атрибутом танца был платок на плечах женщины. Сам танец похож на ухаживание, когда дама ускользает, а кавалер старался добиться ее расположения, а именно забрать платок. Существует вариант танца с мечами, когда разыгрывались сцены сражений и дуэлей.

Бергамаска

Бергамаска (Bergamasca) был танцем крестьян провинции Бергамо, но быстро стал популярен среди других сословий западной Европы.

Например, заключительным танцем в первой сцене пятого акта комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» был именно бергамаска. Это ритмичный, оживленный танец под соответствующий четкий музыкальный аккомпанемент. И хотя танец вышел из моды, осталось богатое музыкально наследие в композициях Баха, Дебюсси, Росси и других композиторов.

Сальтарелла

Сальтарелла (Saltarello) – популярный в эпоху Возрождения музыкальный жанр, в XVIII веке возродившийся в качестве танца. С итальянского saltare переводится как «прыгать», что отражено в движениях танца – прыжки, поклоны и обороты.

Танец начинается медленно, кавалер приглашает даму на танец, а та делает вид, что не хочет танцевать. После раздается сигнал к началу активных движений, и по ходу танца темп музыки нарастает. С середины XX века сальтарелла популярен на свадьбах, праздниках в честь завершения сбора урожая и карнавалах. Музыка сальтареллы дошла до нас в сюитах и увертюрах Берлиоза, Мендельсона, Кастельоно.

Павана

Павана – медленный придворный бальный танец, который в XV веке пришел на смену бас-дансу.

Павана (La pavana) отличалась изяществом движений, вычурностью манер и торжественностью. Придворные облачались в парчу и бархат, кавалеры носили плащи и шпаги, а платья дам украшали шлейфы. Весь танец состоит из простого или двойного шага, или их комбинации, с периодическими реверансами и сменой положения партнеров. Павану танцевали в начале празднеств и на балах, в народ он не ушел. Считается, что танец появился в городе Падуя и также его название схоже с латинским вариантом слова «павлин» – «pavo».

Танцы Сардинии

Народные танцы Сардинии исполнялись, как правило, во время религиозных праздников, в честь удачного урожая или охоты. Часто танцевали вокруг костра, взявшись за руки, тем самым символизируя единение с коллективом. Некоторые танцы, например ballu antigu танцевали без музыки, под пение одного человека. Танец ballu tzivile напоминает движениями польку или мазурку, а во время танца serpentina танцоры образуют своеобразную змейку.

Балет

Балет

Балет (Balletto) зародился именно в Италии в эпоху Ренессанса, хотя приобрел популярность во Франции. Само название происходит от итальянского глагола ballare — «танцевать».Изначально балет был танцевальной частью итальянской оперы. Французы, покоренные мастерством итальянских балетмейстеров, приглашали их к своему двору, в результате чего с XVII века именно Франция стала центром балетного мастерства.

Начало эпохе балета дал «Комедийный балет королевы», поставленный при французском дворе итальянцем Бальтазарини де Бельджозо (Baldassare de Belgiojoso) в октябре 1581 года. Первые балеты были основаны на придворных танцах, но со второй половины XVII века зарождались новые жанры, как комедия-балет. В самостоятельный танцевальный жанр балет превратился во второй половине XVIII века уже во Франции.

Поделись с друзьями!

Отзывы

О нас
Влюблена в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рада делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире.
Рейтинг@Mail.ru