Достопримечательности Кальяри

Достопримечательности Кальяри (Cagliari) – это яркое солнце, скалистые берега, буйная средиземноморская растительность, чистейшие пляжи.

И, конечно, архитектура, в которой гармонично сочетались стили не только разных эпох, но и народов. Из-за того, что город на протяжении столетий был удобной остановкой на оживленном морском пути из Европы в Африку, за право владеть им постоянно велись сражения, а сам он переходил из рук в руки, что не могло не сказаться на его достопримечательностях.

Достопримечательности Кальяри

Дворцовая площадь

Главной площадью Кальяри является Дворцовая площадь (Piazza Palazzo). Здесь находится Королевский дворец (Palazzo Regio). Вокруг него в прежние времена строили свои дома представители знати, возвели ратушу, Кафедральный собор, дом архиепископа и другие важные для жизни города службы.

Напротив Кафедрального собора, возле бывшей ратуши, к Дворцовой площади примыкает небольшая площадь – Piazza Carlo Alberto. Здесь в прежние времена проводили казни, в т.ч. – обезглавливали дворян.

Piazza Palazzo не раз перестраивалась. Последние значительные изменения произошли после Второй Мировой войны из-за того, что многие здания сильно пострадали от бомбардировки. В результате часть исторических домов была снесена, площадь – расширена. Тем не менее, Piazza Palazzo удалось сохранить средневековый колорит. А чтобы подчеркнуть древность Дворцовой площади, с недавних пор въезд машинам сюда воспрещен: теперь это пешеходная зона.

Королевский дворец

Королевский дворец (Palazzo Regio) построили в первой половине XIV ст. по приказу Петра IV Арагонского (Pietro IV d’Aragona), – и с тех пор здесь пять столетий жили короли. В начале XIX в., когда войска Наполеона заняли Турин (Torino), тут была резиденция Савойского правящего дома (Casa Savoia).

Королевский дворец в Кальяри

В 1885 г. Palazzo Regio перешел во власть города, из-за чего внутренние комнаты подверглись серьезной реставрации: в здании было решено разместить префектуру (Prefettura) и администрацию провинции Кальяри (Città metropolitana di Cagliari). Комнаты Совета художник Доменико Бруски (Domenico Bruschi) украсил аллегорическими фресками.

Внутрь дворца попасть непросто: предварительно нужно договариваться об экскурсии. Иногда здесь проводят концерты. В этом случае увидеть изнутри дом, где жили короли, можно после покупки билета.

Храм Святой Марии

Кафедральный собор Святой Марии (Cattedrale di Santa Maria) – это главный храм Кальяри. Здесь хранятся важные христианские святыни – шипы из тернового венца Иисуса Христа, а также мощи сардинских мучеников. Вот почему сюда со всех сторон съезжаются паломники.

Кафедральный собор Святой Марии

Появилась достопримечательность в XIII в. после того как пизанцы захватили город и разрушили главный храм Сардинии, посвященный святой Кикилии. Соответственно, городу понадобилась новая обитель. Ею стала церковь при цитадели Санта-Мария-ди-Кастелло. Через некоторое время храму дали статус кафедрального собора, сохранив имя.

После этого в соборе начались масштабные преобразования, которые закончились лишь в тридцатых годах прошлого века. Поэтому храм несет в себе черты разных эпох, а главный фасад оформлен в неороманском стиле. Внутри собора присутствуют элементы барокко и романского стилей, в интерьере преобладают серебристые тона, сохранились оригинальные фрески.

Кафедральный собор Святой Марии

При храме есть Святилище мучеников. Здесь три капеллы. В одной из них, в капелле св. Люцифера, обустроено восемьдесят ниш, где хранятся мощи святых. Также здесь установлен памятник Марии-Жозефине Савойской (Maria Giuseppina Luisa di Savoia), которую похоронили внутри собора в 1810 г. Де-юре Мария-Жозефина была королевой Франции.

Дворец архиепископа

Дом архиепископа (Palazzo Arcivescovile) расположен между собором и Королевским дворцом, по адресу Piazza Palazzo, 4. Впервые о нем упоминается в 1300 г., но есть все основания предполагать, что здание появилось значительно раньше, и дворец был домом судьи.

Долгое время здесь была резиденция архиепископа, но жили и более важные люди. Например, во времена Наполеона тут обитал сардинский король Карл Феликс (Carlo Felice), поскольку Королевский дворец не мог вместить весь двор.

Нынешнему облику дворец архиепископа во многом обязан реконструкции, что была проведена в 30-х гг. прошлого века. На боковой стене можно увидеть погребальные надписи, что относятся к раннему христианству. Внутри дворца можно увидеть оригинальную структуру древнего фасада собора, мраморную лестницу в прихожей. Зал заседаний славится изящным декором и многочисленными картинами. Также здесь хранятся различные археологические находки.

Старая ратуша

Старая ратуша

Бывшая ратуша (Antico Palazzo di Città) находится на Piazza Palazzo, 6. Построили мэрию в XIV в. Свой нынешний вид достопримечательность приобрела в XVIII в., когда фасаду придали вид пьемонтского барокко.

В конце XIX ст. мэрию перенесли в новое здание на via Roma, а в бывшей ратуше разместили консерваторию (Conservatorio di musica Giovanni Pierluigi da Palestrina). В 70-х гг. прошлого века учебное заведение переехало на via Bacaredda, и дом долгое время был в запустении.

В 2009 г. дворец открыли для посетителей, разместив в его стенах экспонаты этнографического (Fondo Etnografico Manconi Passino), керамического музеев (Fondo Ceramico della Collezione Ingrao), фонда сакрального искусства (Fondo d’Arte Sacra della Collezione Ingrao). В подвалах здания можно увидеть античные баки, в которые собирали дождь, мощенный камнями средневековый пол, арочные проемы, оформленные в манере поздней готики.

Также здесь расположено представительство мэра города.

Церкви

В Кальяри очень много древних храмов. Некоторые из них настолько стары, что появились задолго до Рождества Христова. Например, это относится к склепу-пещере, где нашла свое убежище в пятом веке святая Реститута, одна из первых христианок Сардинии. Церковь покровителя города, святого Сатурнина, ненамного моложе: она совершенно точно существовала уже в начале шестого века. Остальные достопримечательности Кальяри не менее интересны, и их появление связано с интереснейшими легендами.

Базилика святого Сатурнина

Храм святого Сатурнина (Basilica di San Saturnino) – это древнехристианская церковь, расположенная на Piazza San Cosimo. Сведения этой достопримечательности впервые встречаются у дьякона Феррандо, биографа св. Фабия Фульгенция (Fulgenzio di Ruspe), который жил в VI в. Он бывал в храме, когда останавливался в расположенном неподалеку монастыре.

Храм святого Сатурнина

Назвали храм в честь покровителя города, святого Сатурнина (St. Saturninus of Cagliari), неслучайно: базилику построили недалеко от его захоронения, на месте, где мученика в 304 г. обезглавили за отказ поклоняться Юпитеру.

В XI в. храм перешел к бенедиктинцам, которые отреставрировали церковь в романском стиле. В 1324 г. монастырь, что был при церкви, оказался разрушен в ходе военных действий, – и храм долгое время пребывал в запустении, пока в XVIII ст. в нем не возобновили службы.

В 1943 г. базилика сильно пострадала от бомбежек. После войны её отреставрировали и открыли для прихожан. Сейчас здесь часто проводят бракосочетания. Для посетителей храм открыт в субботу с 10 до 13 и с 15.30 до 19.30

Базилика Богоматери в Бонариа

Святилище Богоматери (Santuario di Nostra Signora di Bonaria) являет собой комплекс. Он состоит из маленькой церкви XIV в. и примыкающего к её стенам крупного храма, который имеет статус малой папской базилики. Расположена достопримечательность на Piazza Bonaria.

Базилика Богоматери в Бонариа

Появление церкви относится к временам покорения Сардинии королем Альфонсо Арагонского (Alfonso d’Aragona), который изгнал отсюда пизанцев. В 1335 г. он выделил монахам из ордена мерседариев небольшую церковь и монастырь при ней.

В марте 1370 г. испанский корабль, что плыл Средиземным морем, попал в шторм. Он был такой силы, что матросы для спасения решили выбросить за борт весь груз, в том числе и тяжелый ящик. Как только он оказался за бортом, буря утихла. Ящик прибился к берегам Кальяри, недалеко от церкви. Его нашли монахи, а когда открыли, обнаружили деревянную скульптуру Богородицы, которая в одной руке держала младенца Иисуса, в другой – зажженную свечу.

С тех времен базилика Богоматери в Бонарии стала местом поклонения паломников и моряков, а для хранения скульптуры возвели расположенный рядом храм. Строительство его началось в 1704 г., закончилось в 1926 г. Он является самой большой базиликой острова.

Церковь архангела Михаила

Храм архангела Михаила (Chiesa di San Michele), что размещается на Via Ospedale, 2, изначально принадлежала иезуитам. К ней примыкает военный госпиталь, который в прежние времена являлся Домом иезуитского послушничества (ex Casa del noviziato).

Храм архангела Михаила

Строительство храма началось в 1674 г. и затянулось на сорок лет. Освятили церковь в 1738 г., о чем свидетельствует мемориальная плита, размещенная справа от портала. В нише верхней части фасада можно увидеть скульптуру св. Михаила. В одной руке держит меч (символ веры), в другой – весы (знак справедливости).

Храм построен в стиле барокко, его внутреннее убранство оформлено в манере рококо чрезвычайно роскошно. Внутри привлекают внимание старинные фрески, скульптуры, лепнина, красивый мозаичный купол. Стены храма облицованы разноцветным мрамором. Его восемь капелл соединены длинной крытой галереей, что идет по периметру храма. Также здесь находится кафедра, с которой в 1535 г. выступал император Карл V Габсбург (Carlo d’Asburgo) перед походом против пиратов. Перевезли сюда кафедру из храма св. Франциска, что разрушили в XIX ст.

Склеп святой Реституты

Пещерный склеп и церковь святой Реституты (Cripta e Chiesa di Santa Restituta) можно найти на Via S. Efisio. Здесь все пропитано стариной: пещеру использовали для религиозных обрядов еще в дохристианские времена. Место это сумрачное, мрачноватое, особую атмосферу подчеркивает эхо капель, падающих со сводов. В V ст. здесь нашла убежище святая Реститута, которая считается одной из первых христианок Сардинии. На стенах склепа можно увидеть её изображение: в XIII в. пещеру украсили фрески. Также здесь установлены алтари, датированные пятым столетием.

Пещерный склеп и церковь святой Реституты

Использовали склеп как храм до конца XIII в., после чего оказался заброшен. В XVII ст. над ним построили храм. Его появление связано с соперничеством за титул предстоятеля Сардинии и Корсики (il titolo di primate di Sardegna e Corsica) между архиепископами Кальяри и Сассари (Sassari). В ходе соперничества они организовали раскопки древних захороненей и мест, где ранние христиане справляли обряды. Во время этих поисков были обнаружены мощи св. Реституты (правда, утверждения о том, что останки принадлежат святой, многие подвергают сомнению).
В годы Второй мировой войны в пещере горожане прятались от бомбежек. В наши дни для туристов склеп открыт, вход бесплатный, работает с утра. Церковь закрыта: её реставрируют.

Церковь святой Анны

Коллегиальную церковь святой Анны (La collegiata di Sant’Anna) можно найти на Via Domenico Alberto Azuni. Это приходской храм района Стампаче (Stampace), что размещается в верхней части исторического центра.

История базилики началась в XIII в., когда на возвышенности горожане построили небольшую церковь. Спустя пять столетий её решили снести, чтобы возвести более просторное здание в стиле пьемонского барокко. Строительство шло долго из-за отсутствия средств. Правую колокольню построили лишь в 1938 г.

Коллегиальная церковь святой Анны

В результате упоминание о строительстве храма стало нарицательным. Когда горожане используют фразу: «La costruzione di Sant’Anna», они саркастически говорят о чем-то бесконечном, что никогда не закончится, сравнивая обсуждаемое событие с долгим и беспокойным строительством приходской церкви Стампаче.

Как только состоялось открытие храма, началась Вторая мировая война, – и многочисленные бомбардировки нанесли сооружению серьезный ущерб. Поэтому после окончания военных действий храм пришлось восстанавливать. Повторное открытие церкви св. Анны состоялось в 1951 г.

Внутри храма хранится немало произведений искусств. Среди них – разноцветный алтарь в капелле Святого Сердца Исуса, неоклассический алтарь черного цвета, посвященный герцогу Амадею IX Савойскому (Amedeo IX di Savoia il Beato). Также тут можно увидеть деревянные скульптуры святых Иакова и Анны (santi Anna e Gioacchino) с Иисусом на руках, картину Джованни Маргинотти (Giovanni Marghinotti), на которой изображен Искупитель среди ангелов.

Церковь святого Августина

Церковь святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) размещается на Via Lodovico Baylle, 80. Фасад базилики малопримечательный, поэтому турист вполне может пройти мимо храма, не признав в нем культового сооружения. Тем не менее, церковь святого Августина является единственным в городе образцом архитектуры Возрождения.

Церковь святого Августина

Построили храм в XVI в., – и он изначально он задумывался как обитель отшельников, чем объясняется простой вид фасада, что выходит на восточную сторону. Также есть более интересный вход с Largo Carlo Felice, который ведет в оригинально оформленный двор храма. Внутри церкви немало фресок, отделанный розетками потолок. Не до конца оштукатуренные стены усиливают ощущение старины. Также выделяется алтарь, оформленный в стиле барокко, есть несколько статуй святых.

Недавно от церкви ученые обнаружили следы древнеримских построек. Поэтому вокруг неё постоянно ведутся археологические работы, из-за чего храм периодически закрывают для посещения.

Оборонные сооружения

Поскольку на Сардинию часто нападали, для защиты Кальяри в начале XIV в. соорудили оборонительные сооружения: мощные крепости, бастионы, башни, стены. Они не только защищали от атаки врагов, но и использовались в качестве наблюдательного пункта. С башен хорошо просматривались как морские просторы, так и суша.

И только после того как в 1861 г. остров вошел в состав объединенной Италии, город утратил статус «оборонной крепости». Поэтому было принято решение часть стен снести. Те же из них, что не мешали развитию городской архитектуры, были сохранены.

Крепость святого Михаила Сен-Реми

Крепость святого Михаила Сен-Реми

Крепость святого Михаила (Castello di San Michele) размещается на холме, на склонах которого раскинулся одноименный парк. Находится достопримечательность в четырех километрах от центра города на Via Sirai.

По краям средневекового замка можно увидеть три башни. Перед его стенами снаружи вырыт ров. Это самая старая крепость Кальяри, дожившая до наших дней: её построили в десятом веке. Сначала замок использовали лишь как оборонное сооружение. Затем крепость с 1350 по 1511 гг. стала резиденцией знатного рода Карро (Carroz). В это время здесь появился парк.

В XVII в. в городе вспыхнула чума, – и было принято решение использовать крепость, которая к тому времени долго стояла заброшенной, как больницу. Иными словами – изолировать в ней больных. По окончании эпидемии замок укрепили для борьбы против французов в XVII-XVIII вв. В 1940 г. здесь базировался военно-морской флот.

В настоящее время здание хорошо сохранилось и открыто для туристов. Здесь проводят временные выставки, театральные представления. С холма открывается вид на окрестности.

Башня Сан-Панкрацио

Башня Сан-Панкрацио

Башня Сан-Панкрацио (Torri di San Pancrazio) размещается на Piazza dell’Indipendenza, в самой высокой точке квартала Кастелло (Castello). Построили достопримечательность пизанцы в 1305 г. для защиты Кальяри от сарацинских пиратов и генуэзцев. Три стены у неё сплошные, чтобы оборонять город, в них сделаны узкие маленькие отверстия. Четвертая, что обращена к Castello, имеет балконы на четырех ярусах. Внизу сооружения – одноименные ворота, через которые в прежние времена можно было попасть в Кастелло.

Сан-Панкрацио – это самая высокая башня Кальяри: в настоящий момент её высота составляет 36 м, толщина стен – 3 м. В прежние времена она была значительно выше, но бомбардировки атакующих город англичан (1701 г), испанцев (1717 г.) частично разрушили её. В 1793 г., когда Кальяри атаковали войска Наполеона, Сан-Панкрацио потеряла вершину.

Когда городом стала править арагонская династия, в Сан-Панкрацио разметили тюрьму. В 1906 г. сооружение отреставрировали. Сейчас башня открыта для туристов, а с её обзорной площадки открывается великолепный вид на Кальяри и окрестности.

Башня Слона

Башня Слона

Башня Слона (Torre dell’Elefante) находится на Piazza S. Giuseppe. Это вторая по величине башня Кальяри: её высота составляет 31 м. Построили достопримечательность в 1307 г., а назвали в честь одного из символов Пизы (Pisa) – слона, скульптуру которого установили в 10 метрах над землей.

Скульптура слона

Torre dell’Elefante многие называют близнецом Сан-Панкрацио: она также имеет четыре яруса, три глухих стены, одну – с балконами. Внизу – портал, который служил входом в Кастелло. Имеет она и схожую судьбу: в свое время в ней также разместили тюрьму. Недалеко от башни на Piazza Carlo Alberto было место казни, а на её стенах вывешивали головы отрубленных людей. Некоторые из них весели там по нескольку лет. Поэтому местные верят, что в ветреные ночи с площадки, где умирали люди, доносятся голоса их душ.

Сейчас доступ в башню для туристов открыт. Подниматься наверх тяжело, но вид на улицы города и залив зачаровывает.

Бастион Сен-Реми

Бастион Сан-Реми (Bastione di San Remy) размещается на Piazza Costituzione. Построили его в конце XIX ст. вместо разобранных крепостных стен, что соединяли Кастелло с другими кварталами Кальяри. Бастион получил название благодаря барону Сан-Реми, наместника Пьемонта (Piemonte), по приказу которого появилась достопримечательность.

Бастион Сен-Реми

Bastione di San Remy являет собой внушительное сооружение, по бокам которого высокие арочные окна. Двойная лестница ведет наверх и заканчивается возле Триумфальной арки, минуя которую можно попасть на террасу Умберто I (Umberto I) со скамейками и пальмами. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности. С тылу бастион выглядит абсолютно неприступно – это мощные стены, возвышающие над отвесными скалами.

Внутри сооружения обустроен крытый переход. Сначала здесь размещался банкетный зал, в годы Первой мировой войны – медпункт. В 40-х гг. XX в. здесь жили люди, чьи жилища разрушила война. Сейчас крытый переход отреставрирован, и здесь проводят художественные выставки.

Цитадель музеев

Сразу несколько музеев Кальяри размещаются в здании бывшей Цитадели, из-за чего музейный комплекс называется La Cittadella dei musei. Находится крепость в самой высокой точке района Кастелло, вход с площади Арсенальной, 1 (Piazza Arsenale).

Появилась Цитадель в XVIII в. на месте разобранных оборонных сооружений. До 1825 г. в её станах размещался арсенал. В ходе Второй мировой войны здание часто бывало целью авианалетов и бомбардировки. Реставрация крепости началась в 1965 г. и затянулась на четырнадцать лет.
В настоящее время в стенах бывшей крепости размещены экспозиции:

  • Археологического музея;
  • Анатомического музея восковых фигур «Susini»;
  • Национальной художественной галереи;
  • Художественного музея сиамского искусства Стефано Карду.

Также в Цитадели обустроены помещения для временных экспозиций, конференций, ресторан. Поскольку крепость расположена на горе, перед посетителями старой крепости открывается великолепная панорама.

Археологический музей

Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale di Cagliari) размещается на Piazza Arsenale, 1. Здесь находятся уникальные экспонаты – бронзовые фигурки и другие артефакты, что относятся к эпохе нурагов. Она получила свое название от типа башен, которые были распространены на острове со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII ст. до н.э.

Национальный археологический музей Кальяри

История музея началась в 1800 г., когда вице-король Карло-Феличе (Carlo Felice) организовал в залах дворца Viceregio кабинет археологии и естественной истории. Спустя два года экспонаты музея стали открыты для общественности. В 1806 г. экспозицию подарили университету, после чего она переехала в palazzo Belgrano.

На Арсенальной площади музей оказался в 1993 году. Его экспонаты размещаются на трех этажах и расположены таким образом, чтобы посетитель в хронологической последовательности ознакомился с историей Сардинии от неолита до времен поздней античности. Среди экспонатов – керамические изделия, финикийское ожерелье из фаянса, пунические и римские монеты.

Анатомический музей восковых фигур «Susini»

В анатомическом музее восковых фигур им. Клементе Susini» (Museo delle cere anatomiche intitolato a Clemente Susini) собрана одна из наиболее интересных в мире коллекций. Здесь представлены вылепленные из воска фрагменты человеческого тела (голова, мышцы, глотка, печень и др.), которые дают детальное представление о том, как выглядят разные органы.

Коллекция появилась между 1801 и 1805 гг. благодаря инициативе профессора Франческо Бои (Francesco Boi). Над восковыми скульптурами работал во Флоренции художник Клементе Сусини (Clemente Susini). В Кальяри созданные им модели прибыли в 1805 г. и около полувека находились в музее Королевского дворца. Затем экспонаты передали университету, и они были переданы в Palazzo Belgrano. После этого музей еще несколько раз переезжал, пока не оказался в Цитадели.

Национальная художественная галерея

Национальная художественная галерея

Национальная художественная галерея (Pinacoteca nazionale) появилась во второй половине XIX в., когда в государственную собственность перешло немало церковных ценностей. Расположен музей на трех этажах в хронологической последовательности: самые старые экспонаты размещаются на последнем ярусе.

В залах Национальной художественной галереи представлены произведения сардинских художников XVI-XVIII вв. Среди них – картины Пьетро Каваро (Pietro Cavaro), местного уроженца, одного из самых известных живописцев Сардинии. Также тут есть коллекция сардинских и каталонских алтарных росписей XV-XVI вв. Привлекает внимание этнографическая коллекция, среди экспонатов которой – сардинские ткани, мебель, керамика, оружие.

Художественный музей сиамского искусства

Художественный музей сиамского искусства (Museo civico d’arte siamese Stefano Cardu) был создан после того, как Стефан Карду в 1914 г. подарил городу коллекцию, которую приобрел в Сиаме во время путешествия по Индокитаю. Сначала экспонаты были выставлены в Муниципальном дворце (palazzo Civico), затем – в художественной галерее. С 1981 г. экспозиция размещается в Цитадели.

Состоит сиамская коллекция из картин, что изображают разные истории из жизни народа рамакиен, рукописей, буддийских скульптур, выполненных из бронзы слоновой кости, дерева, серебра. Также здесь очень много фарфора, различных статуэток (окимоно, нэцкэ). Особый интерес представляет коллекции восточных монет, оружия.

Археологические раскопки

Кальяри – очень старый город. Многочисленные раскопки свидетельствуют о том, что поселение существовало уже в XVIII в. до н. э. Прежде всего, об этом говорит самый большой в мире некрополь, что появился здесь в эпоху неолита. Также на территории города археологи обнаружили руины жилых домов, строительство которых относится к I в. до н.э. Огромный амфитеатр говорит о том, что во времена Римской империи в Кальяри кипела жизнь.

Пунический некрополь

Пунический некрополь

Пунический некрополь (Necropoli Punica di Tuvixeddu) размещен на холме, Colle Di Tuvixeddu, что в переводе с сардинского означает «холм маленьких отверстий». Назван он так неслучайно: в нем множество могильных углублений. Некоторые из них украшены хорошо сохранившимися барельефами.

Всего на территории некрополя археологи обнаружили свыше тысячи могил, которые относятся к карфагенскому и древнеримскому периодам.

Первые захоронения появились здесь во времена неолита, о чем свидетельствуют обнаруженные в древних могилах инструменты из кремня, керамические изделия (3800-2900 гг. до н.э).

Самая интересная могила – это Змеиный грот. Её внешняя часть украшена фасадом, на фронтоне которого изображены две змеи. Внутри – две погребальные камеры, на стенах которых можно увидеть надписи, рассказывающие о захороненных здесь людях. Согласно им, тут погребена супружеская пара, Атилия и Кассий Филипп. Когда муж серьезно заболел, жена упросила богов позволить ей умереть вместо супруга, – и они выполнили её просьбу. Похоронили женщину в этом холме. Впоследствии, когда Кассий умер, его прах захоронили возле Атилии.

Римский амфитеатр

Римский амфитеатр

Римский амфитеатр (Anfiteatro romano) размещается на via Sant’Ignazio da Laconi. Достопримечательность органично вписывается в окружающие её скалы. Сверху сооружение огибает городская улица, что позволяет осмотреть его с разных сторон.

Появился Anfiteatro romano в I-II вв. н.э., когда Сардиния была под властью Римской империи. Половину сооружения вырубили в известняковой скале, для строительства южной части использовали блоки из местного известняка. Амфитеатр вмещал 10 тыс. зрителей, а на его аренах проходили бои между животными, гладиаторами, а также специально набранными бойцами. Здесь перед толпой ликующих зрителей приводили в исполнение смертные приговоры.

Из-за распространения христианства гладиаторские бои стали непопулярны, а в 437 г. их запретили вообще. После этого амфитеатр в Кальяри долгое время был в запустении, а местные жители и правители использовали его камни для строительства новых сооружений.

Разорение достопримечательности происходило до середины XIX в., пока Anfiteatro romano не перешел по власть и охрану города. С некоторых пор здесь проводятся различные спектакли, для чего часть амфитеатра накрыли железом и деревом. Такие действия вызвали немало критики со стороны археологов, которые утверждают, что подобные конструкции вредят достопримечательности. Сейчас власти пересмотрели свою позицию, и в скором времени планируется реставрация, направленная вернуть амфитеатру первоначальный вид.

Вилла Тигелия

Вилла Тигелия

Вилла Тигелия (Villa di Tigellio) размещается на Via Tigellio, 18, недалеко от ботанического сада и Римского амфитеатра. Это место не является виллой в прямом смысле этого слова: здесь находятся руины зданий, появление которых относится к I в. до н.э. Раньше ученые считали, что тут находилась вилла известного сардинского музыканта Тигелия (Tigellio). В дальнейшем было обнаружено, что к этим сооружениям он никакого отношения не имел, но название закрепилось.

Археологические исследования подтвердили, что здесь размещались три основных здания, которые были обитаемы вплоть до четвертого столетия. В одном из них ученые нашли выложенный мозаикой пол, фрески, в другом – гипсовые украшения, несколько вертикальных колон, места для сбора дождевой воды.

Театры

В Кальяри очень много театров, каждый из которых имеет свою историю и занимает особое место в жизни города. Почти все они появились после Второй мировой войны: театры, что существовали до начала военных действий, были уничтожены бомбардировкой. В настоящее время главными из них являются два храма Мельпомены – театр Мессимо и театр Лирико.

Театр Мессимо

Театр Массимо (Teatro Massimo) расположен на Via Edmondo De Magistris. Построен он был внутри старой паровой мельницы г-на Мерелло (Merello), который вместе с другим предпринимателем, Иво Маццеи (Ivo Mazzei) решил соорудить здесь театр.

Строительство было закончено в 1947 г. В результате был создан один из самых больших театров Италии, что был рассчитан на 2,5 тыс., а его площадь составляла 4,5м2. Здесь показывали не только театральные представления, но и кинофильмы. В 70-х гг. владельцы театра решили его снести, чтобы построить несколько зданий. В 1981 г. театр Массимо вновь был открыт и работал до того момента, как в нем случился серьезный пожар, после чего театр закрылся.

В 2004 г. один из наследников основателя театра Джон Меррелло разорвал контракт с наследником семьи Маццеи, и приступил к реставрации здания. При этом были снесены внешний фасад, балкон, некоторые другие объекты.

Открыт новый театр был в 2009 г. В нем обустроено два зала. Один рассчитан на 752, другой – на 202 места. С тех пор в его стенах выступало немало оперных певцов и важных театральных деятелей.

Театр Лирико

Театр Лирико

Оперный театр Лирико (Teatro Lirico) размещается на Via Sant’Alenixedda. Строить его начали в 1971, закончили – в 1993 г. Целью строительства было затмить Civic Theatre, что был уничтожен пожаром в 1942 г.

В настоящий момент Teatro Lirico являет собой современное здание, рассчитанное на 1650 мест. Помимо большой сцены, здесь есть залы для репетиций, бар, ресторан, офисы, книжный магазин. Красная комната предназначена для проведений конференций и образовательных мероприятий. К основному зданию примыкает библиотека.

Где отдохнуть

Достопримечательности Кальяри

Кальяри – это очень зеленый город. Еще одним плюсом является то, что многие парки расположены очень близко от центра. Гуляя по тенистым аллеям, здесь можно любоваться буйной средиземноморской растительностью, наблюдать за жизнью различных птиц. При желании можно сходить на пляж. Здесь находится один из самых длинных пляжей Италии.

Вам также пригодятся статьи про:

Ботанический сад

Ботанический сад

Вход в Ботанический сад (Orto Botanico) размещается на Via Sant’Ignazio da Laconi, 1, в одном километре от Кафедрального собора. Открыт он был в 1864 г., и уже спустя десятилетие насчитывал свыше 193 видов растений. Во время Второй мировой войны сад был взорван, поскольку на его земле размещалась кавалерия. Поэтому после окончания войны понадобилось немало сил, чтобы привести Ботанический сад в порядок.

Сейчас Orto Botanico занимает 5 га, а на его территории тысяча растений, среди которых – очень редкие образцы. Средиземноморская флора растет под открытым небом. Для некоторых растений, что привезли с Южной Америки, Австралии, созданы теплицы. Любители старины могут посмотреть на установленные здесь древнеримские цистерны.

Вход на территорию Ботанического сада платный.

Монте-Урпини

Парк Монте Урпини

Парк Монте Урпини (Parco di Monte Urpinu) расположен на одноименном холме, недалеко от центра Кальяри. Главный вход находится на Viale Europa.

Parco di Monte Urpinu считается одним из наиболее красивых парков Кальяри. Здесь очень много деревьев, цветов. На территории парка есть озеро, в котором обитают морские черепахи, фламинго, лебеди, павлины. С вершины холма открывается прекрасный вид на город, залив, пруды парка Молентаргиус. Для спортсменов обустроены теннисные корты, футбольные поля, есть детские игровые площадки.

Парк Молентаргиус

Региональный парк Молентаргиус (Parco Naturale Molentargius-Saline) – это природный заповедник, где обитает очень много водоплавающих птиц, животных, пресмыкающихся. Среди них – аисты, цапли, фламинго, бакланы, черепахи, нутрии.

Главный вход в парк находится на Via la Palma, площадь превышает 1,6 тыс. га. Здесь очень много водоемов, тропинок, аллей. Проложены как пешеходные, так и велосипедные дорожки. Также осмотреть парк можно, выбрав водный маршрут.

Пляж Поэтто

Пляж Поэтто

Протяженность пляжа Поэтто (Spiagga di Poetto) составляет более семи километров. Здесь есть как платные, так и бесплатные участки. Летом на пляже очень людно, особенно много людей в его южной части. Поэтому если есть желание отдохнуть без толпы, лучше сюда приехать во второй половине сентября, когда море еще теплое, а отпуск у многих людей закончился.

Инфраструктура здесь очень развита: есть бары, рестораны, дискотеки, яхт-клуб. Есть возможность взять на прокат шезлонги (в т. ч. – для инвалидов), зонтики и другие пляжные аксессуары. Во второй половине лета работает кинотеатр под открытым небом. В выходные дни или когда на пляже много людей цены здесь значительно выше.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru