Королевский дворец Венария

Королевский дворец в Турине

Королевский дворец Реджия ди Венария (Reggia di Venaria Reale) является уникальным памятником истории, архитектуры и ландшафтного дизайна в Италии и заметным среди крупнейших дворцовых комплексов в мире. Он входит в группу Дворцов Савойского дома (Residenze sabaude di Torino e dintorni), расположенных в Турине (Torino) и его окрестностях.

Дворцы по праву заняли своё почётное место среди других 55 объектов, включённых в список Мирового наследия Юнеско на территории Итальянской Республики.

История

Турин считается одним из самых крупных и красивых городов северной Италии, история которого начинается с первого упоминания о нём ещё в III веке до н. э. Заметный рост и процветание города начались в XVI веке, когда в результате ряда политических и военных событий Турин становится столицей Савойского герцогства и надолго домом королевской семьи Италии (Савойская династия правила с XVI века вплоть до конца Второй мировой войны). В это время разворачивается активное строительство как в самом городе, так и в его окрестностях.

Строительство

Множество роскошных загородных резиденций, охотничьих домиков, садов и парков, возведённых в сельской местности у подножия Альп, стали выражением роскоши и власти правящей династии.

В ряду этих достопримечательностей Королевский Дворец Венария является одной из главных резиденций Савойской династии в Пьемонте. Место для его строительства было выбрано вдоль старинного поселения Венария. Виды Альпийских гор, соседство богатых дичью лесов и завораживающий вид просторных полей определило выбор архитекторов.

История строительства Королевского дворца Венария

Строительство дворцово-паркового комплекса началось при правлении герцога Савойского Карла Эммануила II (Carlo Emanuele II) в 1658 году и продолжалось 21 год. Для проектирования и строительства комплекса герцог привлёк придворных мастеров Карло ди Кастельмонте (Carlo di Castelmonte) и Амадео ди Кастельмонте (Amedeo di Castellamonte).

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь страницей ПОИСКА. Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

В последующем, с 1699 года, по приказу сына Карла Эммануила II Виктора Амадея II (Vittorio Amedeo II) свою лепту в изменение проекта дворца внёс архитектор Микеланджело Гарове (Michelangelo Garove). Сад, разбитый первоначально в итальянском стиле, обрёл очертания и планировку французского сада.

В то время Франция ещё диктовала Европе свой вкус в моде и архитектуре. Пышная парадная резиденция французских королей в Версале была объектом желания и подражания для итальянских правителей. Возведённый дворцовый комплекс в стиле барокко не уступал французскому творению и по праву стал носить второе имя «итальянский Версаль».

Упадок и возрождение

В первой половине XVII века последующие представители Савойской династии продолжили строительство и благоустройство дворцового комплекса: были построены новые залы, галереи, приобретены ценные художественные произведения, ландшафт территории постоянно обновлялся новыми проектами.

Большой вклад в работу обновления внесли архитектор Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) и Бенедетто Альфьери (Benedetto Alfieri). Всё неповторимое великолепие королевского дворца осталось запечатлено на гравюрах того времени: прекрасный сад с террасами, широкие торжественные лестницы, каскады фонтанов, грандиозный архитектурный ряд строений.

Упадок дворцового комплекса начался в 1706 году со вторжения французских армий в Италию. Северные земли Италии неоднократно подвергались аннексии Французской империи.

Военные кампании Наполеона в Италии, длившиеся вплоть до 1814 года, нанесли непоправимый урон Дворцу Венария: сады резиденции пришли в запустение (превращены в плац), великолепные залы использовались как казармы, стены строений и архитектурные украшения повреждены. Действия вандалов также остались безнаказанными. Уникальность и роскошь дворцового комплекса были уничтожены.

После изгнания Наполеона Королевский Дворец оставался в распоряжении уже итальянских военных до 1978 года, пока Министерство культуры Италии не выкупило его.

Работы по восстановлению дворцового комплекса начались в 1998 году, и их основная часть была завершена в 2007 году торжественным открытием. Одновременно в результате реставрационных работ был восстановлен и находящийся рядом парк Ла Мандрия (La Mandria), который так же включён в список Мирового наследия Юнеско.

Королевский дворец Венария

Миллионы туристов получили возможность открыть для себя новый кусочек Италии с французским шармом. С момента открытия этот культурный объект входит в пятёрку самых посещаемых в Италии. Реконструкция дворца и садово-паркового ансамбля стала возможна благодаря крупному проекту с привлечением национального и европейского финансирования в размере более чем 280 миллионов евро. Работы по благоустройству и реставрации продолжаются до настоящего времени.

Описание

Свои современные очертания, которые можно видеть сегодня, Дворец Венария приобрёл после последней перестройки в 1739 году при короле Карле Эммануиле III (Carlo Emanuele III). План архитектора Бенедетто Альфьери по изменению внутреннего пространства дворца был удачно воплощён в создании системы галерей путём соединения некоторых секций здания, расширения конюшен, постройки вспомогательных зданий.

Увидев дворцовый комплекс в первый раз, сразу впечатляют его масштабы. Они воистину грандиозны: общая площадь построек дворца занимает около 80 000 квадратных метров, садов – 60 гектаров, примыкающего парка Ла Мандрия – 3 000 гектаров. На территории комплекса разместились дворец, часовня, конюшни, обширные сады, водный канал, комплекс фонтанов, скульптуры.

Оценить в полной мере гениальную задумку создателей можно рассматривая композицию дворца и ландшафт, только как единый архитектурный комплекс. Полюбоваться захватывающими видами перспективы на фоне заснеженных Альп лучше с возвышенной точки обзора, например, из окон дворца на верхних этажах – зрелище впечатляющее!

Архитектура и стиль

Сам Королевский Дворец, как архитектурный объект, является монументальным образцом барокко XVII и XVII веков, для которого характерна демонстрация роскоши и величия. Архитектурные строения этого стиля всем свои видом были призваны восхищать и удивлять. Особенностью зданий в стиле барокко являются выразительные фасадные композиции, контрасты, крупные и объёмные элементы украшений, криволинейность форм.

При входе на парадном дворе комплекса возвышается главный корпус сооружения – Дворец Дианы. Его центральные фасады необычно контрастируют по цветовому оформлению. Главная часть дворца имеет белый оштукатуренный фасад, сохранившийся с XVII века, с традиционными для стиля барокко украшениями-лепнинами в виде раковин, фруктов, рогов изобилия.

Другая часть здания сохранила оригинальную красную кирпичную кладку XVI века и является более сдержанной по стилю. В левой части дворца находятся две симметричные башни с мансардами, стены которых покрыты разноцветной черепицей.

Залы

Дворец насчитывает более 50 залов. Семье правителей, их многочисленным гостям, прислуге и охране было где разместиться. Интерьер залов состоит из предметов старинной мебели, часов, люстр, картин и гобеленов. Стены большинства залов оббиты декоративной тканью. Во дворце находятся несколько изящных по стилю спален, оформленных в разной цветовой гамме.

В постоянной экспозиции демонстрируются более 4 тыс. полотен, выполненных художниками Витторио Амадео Чиньяроли (Vittorio Amedeo Cignaroli), Пьетро Доменико Оливеро (Pietro Domenico Olivero), Бернардино Куадри (Bernadino Quadri) и др. С картинами соседствуют старинные фрески с изображением сцен охоты, иногда фантастически причудливых (площадь росписи составляет более полутора тысяч квадратных метров).

В некоторых залах показывают видеоинсталляцию фильма Питера Гринуэя (Peter John Greenaway) «Заселяя за́мки Венарии-Реале», состоящего из 200 самостоятельных сцен из жизни замка.

Не стоит забывать, что Дворец являлся охотничьей резиденцией королевской династии и его внешний и внутренний декор во многом был посвящён теме охоты.

В честь древнеримской богини Дианы – покровительницы охоты был назван главный корпус сооружения – Дворец Дианы, а также один из самых роскошных и больших помещений дворца – Зал Дианы (Salone di Diana).

Зал Дианы Королевский дворец Венария

Зал Дианы расположен в центре дворца и является его сердцем. В этом зале во время охотничьего сезона проводились многочисленные банкеты и балы. Если стиль внешнего строения дворца можно отнести к стилю сдержанного барокко, то центральный зал имел ярко выраженный помпезный стиль барокко. Свод четырёхугольного зала богато украшен лепниной, барельефами и чудесными фресками работы придворного фламандского художника Яна Миеля (Jan Miel), работавшего в то время в Италии.

Сюжет фресок позаимствован из мифологии Древней Греции с изображением богов Олимпа, среди которых, конечно же, присутствует и Диана. Кисти этого художника принадлежат и десять картин, расположенных в нижнем ярусе интерьера, все они написаны на тему охоты. Центральное место в зале занимают парадные конные портреты герцогов Савойского рода, созданные в разное время придворными художниками, они придавали Залу Дианы атмосферу торжественности.

Галерея Дианы

Самое незабываемое и яркое впечатление производит Большая галерея (Gran Galleria), которая позже стала называться «Галереей Дианы». Она соединяет между собой две башни левой части дворцового комплекса, в которых когда-то располагались апартаменты короля и его наследника, и была предназначена для неспешных прогулок.

Большая галерея в королевском дворце Венария

Длина галереи составляет 80 метров, ширина–12 метров, высота сводов –15 метров. Контраст мраморного пола, выложенного чёрно-белой плиткой в шахматном порядке, с белоснежными стенами и сводами выгодно подчёркивает воздушность пространства и гармонию пропорций. Гениальным решением архитектора Филиппо Юварра (Filippo Juvarra), который занимался созданием этой галереи во время перестройки дворца, стало проектирование многочисленных окон: 44 больших и 22 маленьких. Они буквально заливают светом всю галерею.

Пышная отделка элементами декора на окнах, потолке и двух экседрах (полукруглых глубоких нишах у входа) создаёт впечатление торжественности.

Во время осмотра Галереи Дианы звучит лёгкая чудесная музыка, написанная специально для неё Брайоном Ино (Brian Eno).

Капелла Сант Умберто

Капелла-часовня Сант Умберто (Cappella di Sant’Uberto) также принадлежит к творению рук архитектора Филиппо Юварра и является не менее уникальным объектом, чем Галерея Дианы. Она была построена в 1716–1729 гг. по приказу Витторио Амадео II (Vittorio Amedeo II) и названа в честь покровителя охоты.

Капелла Сант Умберто в дворце Венария

Часовня выстроена по религиозным канонам того времени со сложной планировкой в виде греческого креста, имеет несколько алтарей, цветные витражи, скульптурные композиции. В центральных нишах расположены статуи святого Августина, святого Иоанна Златоуста, святого Амвросия, святого Анастасия. Во время священной мессы на балконах располагались члены королевской семьи.

Неповторимой делает часовню её главный мраморный алтарь работы скульптора Джованни Баратты (Giovanni Baratta) из знаменитого семейства Баратта — авторов садово-парковых и церковных скульптур в стиле барокко.  Композиция, пространство, игра света, скульптуры, — всё продумано автором гениально. При взгляде на главный алтарь, расположенный между двумя колоннами абсиды, кажется, что он невесомо пари́т в воздухе за дарохранительницей в окружении очаровательных мраморных ангелов.

При росписи фресок часовни художником Джованни Антонио Галльяри (Giovanni Antonio Gallari) была применена сложная техника оптической иллюзии.

Конюшни Юварра

Охота и статус королевского семейства подразумевали содержание большого количества лошадей дорогих пород. Размеры конюшни Юварра (Juvarra) на территории комплекса соответствуют размерам Королевского Дворца. Массивные постройки выполнены в стиле барокко и образуют длинную последовательность строений, с высокими аркообразными перекрытиями. В них содержали лошадей и размещали кареты.

Конюшни хорошо сохранились. Сейчас там находятся муляжи лошадей, образцы карет, принадлежавших Савойской династии в XVIII—XIX веках, исторические костюмы кучеров. Восстановлено и во всей красе представлено дорогое убранство лошадей королевской конюшни: упряжь, уздечки, попоны, сёдла.

Галера Бучинторо

Особый интерес вызывает необычный для конюшни экспонат – церемониальная венецианская галера Бучинторо (Bucintoro). Второе распространённое название «Букентавр» или «Буцентавр». Он был предоставлен в аренду Королевского Дворца Венария Фондом Туринских музеев.

галера Бучинторо в дворце Венария

Над проектом лодки работал известный придворный архитектор Филиппо Юварра, а изготовили её на судостроительных верфях венецианские мастера.

Это последняя сохранившаяся до наших дней венецианская царственная галера XVIII века, остальные Бучинторо дожей в Венеции были уничтожены пожаром в 1798 году.

Сохранившийся экспонат имеет внушительные размеры: почти 16 метров в длину и 2,60 метра в ширину, длина мачты достигает 12 метров. Только дожи Венецианской Республики имели право пользоваться Бучинторо во время религиозной церемонии Обручение дожа с Адриатическим морем.

Царственная ладья богато украшена резными позолоченными скульптурами. Центральное место среди них занимает Нарцисс в окружении бородастых стариков, символизирующих реки Адидже (Adige) и По (Po). На корме располагается другая аллегорическая композиция со штурвалом в форме дракона и два морских коня. Судно украшает золотой горельеф с изображением нереид, тритонов и морских божеств.

Правители королевской династии не могли упустить возможность произвести должное впечатление на своих подданных, проплывая на роскошном Бучинторо со своей свитой по рекам и водоёмам.

Садово-парковый ансамбль

Среди сотен парков Италии парк Королевского дворца Венария в наши дни приобрёл статус самого красивого и второго по величине после неаполитанской Казерты (Reggia di Caserta) .

На территории более, чем в 60 гектаров разместился великолепный сад, скульптуры, водоёмы, аллеи, клумбы с тысячами цветов, живая зелёная изгородь, фонтаны и статуи.

Садово-парковый ансамбль в дворце Венария Турин

За свою историю существования парковый комплекс неоднократно перестраивался под вкус капризной моды, разрушался в период военных действий, приходил в запустение. И тем удивительнее его возвращение в своём первоначальном блеске.

Воссоздание садово-паркового ансамбля стало возможным во время реставрационных работ 1998–2007 гг. благодаря усилиям архитекторов, дизайнеров и садоводов. В настоящее время для осмотра и прогулок доступна уже большая часть парка: партеры, розарий, водные каскады, законсервированные раскопки барочного фонтанного каскада Геркулеса.

Сад

Гармония стиля барокко в полной мере выражена в ландшафтном дизайне сада, всё продумано до мелочей – точная геометрия, идеальные пропорции, чистота линий, зеркальная симметрия.

Композиция пространства выстроена так, чтобы живой рисунок сада обозревался до самого горизонта и вызывал восхищение (для этого первоначально были построены многоуровневые террасы). Аллеи и дорожки выводят к наиболее ярким и интересным местам и объектам. Деревья и кустарники, которые их обрамляют, усиливают впечатление от перспективы. Сад буквально утопает в чудесных цветах и ароматах. Здесь всё по-королевски утончённо и элегантно, ведь это место для уединения, восхищения природой, наслаждения прозрачным и тёплым воздухом, живописными видами.

В классическом понимании сад никогда не бывает безмолвным свидетелем истории. Он одухотворён присутствием богов, исторических персонажей, фантастических существ и животных. Все они в виде скульптур и статуй неслучайно встречаются на аллеях сада.

Скульптуры

Мода на скульптурные изваяния была так же переменчива, как и в планировке садов и парков.

Во время перепланировки сада почти все скульптурные изваяния в виде статуй, бюстов, обелисков, шаров (всего более 400 штук) были вынесены из Верхнего сада, Сада Фонтанов, Геркулеса и храма Диана. Бо́льшая часть этих скульптур была выполнена архитектором из Швейцарии Бернардо Фалькони (Bernardo Falconi) и его мастерской и имела большую художественную ценность. Вынесенные из сада статуи были отданы придворным для украшения их собственных садов.

Совсем недавно после долгого забвения в саду на фоне величественных Альп вновь установлена мраморная статуя Колосса Геракла работы скульптора Бернардо Фалькони, созданная в 1670 году.

мраморная статуя Колосса Геракла в Венарии

Античный греческий герой по первоначальному замыслу своего творца был композиционным центром великолепного фонтана. После демонтажа Фонтана Геракла в середине XVIII века она была вывезена из дворцового комплекса и более 200 лет находилась в забвении. Сейчас активно ведутся работы по воссозданию полной композиции.

Сад текучих скульптур

Особый интерес представляет нижний Сад Текучих скульптур (Giardino delle Sculture Fluide) работы современного скульптора Джузеппе Пеноне (Giuseppe Penone), созданный заново на месте погибшего ещё в XVIII веке сада. Он занимает около 3 гектаров земель и в нём представлено всего 14 сеньориальных инсталляций (2003–2007 гг.), созданных из различных материалов и форм (дерево, мрамор, бронза, гранит, природный камень). В своей комбинации они символизируют одухотворённую связь человека с миром природы. Инсталляции создавались при участии музея современного искусства Кастелло ди Риволи (Castello di Rivoli).

Сад текучих скульптур в Венарии

Модель старинного «сада фонтанов», задуманного Амедео ди Кастелламонте ещё при первом проекте резиденции, постепенно восстанавливается, дополняется тематическими скульптурами и элементами современного искусства.

Королевский Замок Венария – это не только место, где можно встретиться с историей, но и место, которое позволит ознакомиться с новыми экспозициями, выставками современного искусства, послушать концерты в исполнении мировых знаменитостей, посмотреть спектакли и принять участие в тематических шоу для взрослых и детей.

На парадной площади перед дворцом ежедневно в полдень начинается шоу со световыми эффектами фонтана Оленя (Fontana del Cervo).

Не стоит спешить покидать дворцовый комплекс. Приятным времяпрепровождением станет катание на гондоле по небольшому пруду, конная прогулка и даже езда по парку на небольшом паровозике.

На территории парка есть замечательные кафе и рестораны, включая ресторан со звездой Мишлен под руководством шеф-повара Альфредо Руссо (Alfredo Russo). В этом ресторане гурманы могут насладиться традиционной итальянской и региональной кухни Пьемонта.

С полной и актуальной программой всех мероприятий можно ознакомиться на официальном сайте Королевского Дворца Венария www.lavenaria.it доступном на английском, итальянском, испанском, французском и немецком языках.

Как добраться

  • Адрес дворца: Piazza della Repubblica, 4 (в 10 км от Турина).
  • Координаты GPS: 45.135972,7.623333.
  • Железнодорожная линия: Torino Dora-Ceres, станция Venaria, viale Roma
  • Автобусы GTT: 72, 11, VE1. Автобус 11 отправляется  от Fermata 253 — PORTA NUOVA, время в пути 46 минут, выходить на остановке Fermata 9016 — BORGO ANTICO.
  • Шаттл: «Venaria Express», билет стоит 1,7 евро.

Уточнить информацию и актуальное расписание можно на официальном сайте перевозчика www.gtt.to.it.

Время работы и билеты

  • с 9.30 до 17.30 со вторника по пятницу;
  • с 9.30 до 19.00 в субботу, воскресенье и праздничные дни (кроме 25 декабря).

Входные билеты можно приобрести на официальном сайте www.lavenaria.it.

Рестораны в Венарии

Осмотр королевского дворца занимает минимум несколько часов, с учётом дороги, разумно посвятить Венарии целый день, запланировав обед или ужин в одном из ресторанов:

Dolce Stil Novo Alla Reggia

Ресторан Dolce Stil Novo Alla Reggia находится на территории Королевского Дворца Венария. Прекрасный вид с его террасы позволяет окунуться в историю и почувствовать себя гостем королевской семьи. Его легендарный шеф-повар Альфредо Руссо, имеющий множество призов и регалий, удивляет и восхищает посетителей авторским меню. Спустя всего 3 года после открытия ресторан получил звезду Мишлен.
Стиль мастера отличается сочетанием традиций средиземноморской кухни и новаторских идей. Бесподобные итальянские десерты, хлеб собственной выпечки, ви́на известных марок являются ярким дополнениями к основному или изысканному меню. В ресторане проводятся дегустации блюд и вин. Сам шеф-повар часто радует гостей своим выходом в зал.
Варианты меню шефа, состоящего из нескольких смен блюд, стоят от 30 до 90 евро.

Il Convito della Venaria

Ресторан расположен прямо у входа во Дворец Венария. Часть столиков находится под навесом на свежем воздухе, где особенно приятно посидеть в жару и полюбоваться окружающими видами. В дневное время посетителям предлагаются блюда региональной кухни, вечером – итальянской и европейской. В ресторане есть специализированное меню для вегетарианцев и безглютеновое меню. На заднем дворике ресторана имеются несколько гостиничных номеров.
Уровень цен: от 20 до 70 евро.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с лучшими гидами Италии.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Не забудьте оценить статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru