В Музее Рима в Трастевере со 2 по 23 мая пройдет выставка самого престижного международного конкурса фотожурналистики «World Press Photo». Среди победителей этого года оказались и три итальянца
Когда изображение показывает объективную реальность, невзирая на языковые и культурные различия, оно становится документальным свидетельством. И это именно то, что произошло с фотографиями, отобранными для 57-й выставки World Press Photo, которая будет проходить со 2 по 23 мая в Музее Рима в Трастевере (Museo di Roma Trastevere).
Лица и пейзажи, животные, искренние улыбки и насилие, разрушенные войной города: наш мир главный герой на этих фотографиях. И ценность фото становится тем выше, чем лучше автору удается показать через небольшой кусочек отображенной реальности глобальные жизненные проблемы. Ведь больше всего в журналистской фотографии «цепляет» недосказанность, осознание того, что где-то там, вне объектива, остался целый мир, наполненный радостью ли, горем ли жизнью.
Именно такой глубиной наполнено фото, победившее в этом году. Американский фотограф Джон Станмеер снял его на пляже Джибути: в кадре африканские иммигранты с телефонами в руках, как с маленькими светящимися звездами в темной ночи, пытаются поймать сигнал телефонной сети соседней Сомали в слабой надежде связаться с родными.
Среди 53-х фотографий, отмеченных жюри в различных номинациях (спортивные новости, общие новости, хроника событий, ежедневная жизнь, лица, природа, спорт в действии и спорт крупным планом), оказались и снимки молодых итальянцев: Бруно Д’Амичиса (Bruno D’Amicis), Алессандро Пенсо (Alessandro Penso) и Жанлуки Панелла (Gianluca Panella). «Я рассказал о полном отсутствии политики по охране окружающей среды в Тунисе после арабской весны», поделился Бруно Д’Амичис, обессмертивший трагедию лисы-фенека, которую посадила в клетку бедняцкая семья из деревни в районе Кебили. «Этих лисиц отлавливают и контрабандой перевозят в Европу и Азию в качестве домашних животных. При этом содержат в отвратительных условиях, непереносимых их видом. К счастью, лиса, которую я сфотографировал, смогла сбежать».
Главными персонажами в работе Алессандро Пенсо, пусть их и не видно, стали сирийские беженцы, живущие в заброшенной школе в Софии. Сам фотограф так объясняет свою идею: «Я решил не снимать их боль. Эти полотнища, призванные обозначить границы импровизированного дома, и стул, оставленный с целью отыскать позабытую радость, все это выражает надежду, стремление начать все с начала».
5 ночей потребовалось Жанлуке Панелла, чтобы отснять репортаж в Газе. Он показал отсутствие света, вызванное проблемами на электростанции из-за недостаточных поставок газа со стороны Египта. «Пока политики воюют, простые люди страдают от отсутствия базовых услуг», возмущался фотограф, добавив также, что он пытался отразить в своих фотографиях: «Свет и человеческое присутствие, чтобы дать понять, что Газа не фантастическое место, но очень живой город, полный людей».
Кроме эмоциональной глубины и документальной ценности представленных работ, впечатляет также и численная статистика выставки World Press Photo 2014. Цифры очевидно доказывают международную важность этой премии в области фотожурналистики: в конкурсе приняло участие 98 671 фотографий от 5 754 фотографов 132 национальностей.
Как уже говорилось ранее, в Риме выставка пройдет c 2 по 23 мая в Музее Рима в Трастевере по адресу Piazza di Sant’Egidio, 1. Время работы: вторник-воскресенье с 10.00 до 20.00, понедельник выходной. Билетные кассы прекращают работу за час до закрытия. Стоимость входного билета: 7,50€ полный, 6,50€ льготный.
Официальный сайт премии World Press Photo: www.worldpressphoto.org/awards/2014