Триумфальная арка Тита в Риме

Арка Тита в Риме

Арка Тита (Arco di Tito) – монументальное сооружение Древнего Рима, возведённое в 81 г. нашей эры в ознаменование победы Тита (Titus Flavius Caesar Vespasianus Augustus) в Иерусалимской войне 66-71 гг., известной как восстание евреев против римлян.

Архитектурный памятник запечатлел триумф императора, который правил всего два года, но вошёл в историю благодаря своему происхождению из знаменитого рода Флавиев и военному походу, закончившемуся разрушением Иерусалима.

Достопримечательность находится в высшей точке древней Священной дороги (Via Sacra), с которой открывается вид на Колизей (Colosseo), Римский Форум (Foro Romano) и арку Константина Великого (Arco di Constantino).

Священная дорога Via Sacra к Арке Тита в Риме

Традиция возведения арок

Традиция возведения монументальных арок и отождествления их с триумфом победителя и значимыми событиями впервые появились в Древнем Риме. Начало было положено императором Августом (Octavianus Augustus), который в 29 и 19 годах до н.э. построил на Римском Форуме две триумфальные арки (не сохранились).

До эпохи римских императоров обычай строительства сооружений в форме арок уже существовал в Этрурии и государствах Ближнего Востока и был связан с религией или мифологией.

Согласно существовавшим верованиям, войско не могло войти в мирный город, пока не очистится от крови войны. Как правило, у входа в город или на перекрёстке важных дорог строились ворота, которые символично оставляли позади «мёртвое поле» боя и разделяли жизнь и смерть.

Первоначально простая конструкция из дерева состояла из двух вертикальных столбов и перекладины, выкрашенной в алый цвет.

Римляне несколько изменили назначение культовых сооружений и стали возводить величественные каменные арки в честь военных триумфов полководцев и правителей. Дуга арки отождествлялась с небесной радугой, а проход под её сводом – с восхождением небесного светила или бога, к которому приравнивались императоры.

К IV веку в Риме насчитывалось 36 триумфальных арок, а по всей территории империи – около 70, из них 51 всё ещё можно увидеть.

Какому событию посвящена?

Однопролётная арка, посвящённая триумфу Тита, была возведена уже после смерти императора по указанию Домициана (Titus Flavius Domitianus) – последнего представителя династии Флавиев. Победа римлян в Первой Иудейской войне стала важным событием в истории Древнего Рима, а отголоски её моральной стороны сохранились и в настоящее время.

Восстание евреев против римлян вспыхнуло в Иудее (землях Израиля) в 65 г. На его подавление в 67 г. направилась многотысячная армия во главе с Веспасианом (Titus Flavius Vespasianus), рядом с которым сражался и его старший сын Тит. После того как в 69 г. Веспасиан вернулся в Рим чтобы стать императором, Тит остался, чтобы завоевать Иерусалим и положить конец войне в Иудее.

Долгая осада, начавшаяся в марте 70 г., закончилась в июле сожжением Храма Ирода (Второй Иерусалимский Храм), резнёй евреев и полным разрушением города; осталась нетронутой только знаменитая Стена Плача.

Война принесла одной стороне унижение и многотысячные жертвы, а другой трофеи и славу. Тит с триумфом вернулся в Рим, где выставил для обозрения народом около 700 пленных и вывезенные богатые убранства Храма Ирода.

Не все сыновья Израиля были казнены; еврейские рабы были использованы при возведении Колизея, а часть из них основали первую диаспору.

Кому посвящена?

Тит стал императором в 79 г., сразу после смерти Веспасиана, и это был первый случай, когда в Риме власть перешла от отца к сыну. Править ему пришлось недолго, уже в 81 г. Тит умер от лихорадки. За очень короткий срок ему выпало пережить два великих бедствия, настигших империю: пожар в Риме (80 г.) и извержение Везувия (79 г.). Тем не менее, Тит успел прославиться как идеальный правитель, благодаря своей либеральной политике, щедрости и доброте.

Императором не было вынесено ни одного смертного приговора, за что народ называл его «amor et deliciae generis humani» — «любовь и утешение человеческого рода». Он преуспел в укреплении империи и умер на вершине своей славы. Конечно, можно предположить, что если бы он правил дольше, то успел бы приобрести и большую долю нелестной репутации.

Личность наследника Веспасиана была довольно противоречивой. Ещё до получения титула императора, нашлись те, которые приписывали Титу черты Нерона, обвиняя его в жадности, жестокости и порочных связях с египетской царицей Береникой, мальчиками и евнухами.

Несмотря ни на что, Тит после смерти был приравнен к божествам, а его младший брат Домициан, принявший в наследство титул, позаботился о его культе.

Описание

Триумфальная арка стала самым ярким напоминаем об императоре Тите и выражением особого почтения римлян, о чём свидетельствует дарственная надпись над карнизом с восточной стороны: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

Надпись на арке Тита в Риме

Архитекутра

Автор проекта Арки Тита точно не известен, но при сравнении деталей и стиля с другими строениями некоторые специалисты относят её к работам римского архитектора Рабириуса (Rabirius), которому, кстати, приписывают и Колизей.

Архитектор Рабириус (Rabirius) автор арки Тита в Риме

Он жил в I–II вв. и выполнил по заказу Домициана ряд проектов, таких как Дворец Флавиев (Domus Flavia) на Палатинском холме (Palatino) и Альбанская вилла (Albanum Domitiani) в современном Кастель-Гандольфо (Castel Gandolfo).

Возведение монумента, посвящённого триумфу Тита, по иронии судьбы легло на плечи евреев, взятых в плен в Иудее.

Арка Тита отличается от архитектуры арок периода правления Августа. Она более массивная и компактная: общая высота составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, единственный пролёт имеет высоту – 8,3 м, длину — 4,75 м, а в поперечном измерении – 5,33 м.

Антаблемент с фризом поддерживают четыре полуколонны, которые являются первым известным примером использования композитного ордера (ordine composito) в архитектуре Рима. Проём арки обрамляют утопленные в стену рифлёные колонны с коринфскими капителями.

Для фундамента строения древний архитектор использовал травертин, тогда как для всей остальной конструкции – пентелийский мрамор, добываемый в Аттике и отличавшийся необычной белизной. Внутренним ядром арки стал римский бетон (opus caementicium), известный своей прочностью.

Художественное оформление

Оформление Арки Тита интересно как с художественной точки зрения, так и с исторической .

Предположительно сооружение венчала позолоченная квадрига – самый характерный элемент изображения триумфа императоров.

Как выглядела арка Тита в момент постройки компьютерная реконструкция

В верхней части арки, в треугольном пространстве изображены крылатые богини Победы, а замковый камень в центре украшает с восточной стороны фигура женщины, а с западной – мужчины.

Рельефный фриз под дарственной надписью показывает сцену жертвоприношения — процессию с быками и лежащую статую, напоминающую божество реки Иордан.

При входе в арку сразу обращает на себя внимание кессонный потолок. Композиционным центром на нём является апофеоз Тита — изображение императора, поднимающегося на орле в небо, в мир богов.

Самые ценные изображения несут внутренние стены арки, где барельефы запечатлели сцены торжественной процессии, которая проходила в Риме более двух тысяч лет назад.

Барельеф — Триумфальное шествие

Картина триумфального шествия на одной из сторон пролёта Арки Тита, запечатлела события 71 г., когда римляне праздновали победу в Иерусалимской войне. Сцена показывает вереницу римских легионеров, несущих ценные трофеи. Поражает реалистичность их фигур и одеяний, а также редкое изображение артефактов Храма Ирода.

Триумфальное шествие барельеф на арке Тита в Риме

Трофеи

Главное внимание привлекает золотой семирожковый светильник или Минора, ставшая символом еврейской диаспоры и частью герба государства Израиль. Веспасиан поместил реликвию иудеев вместе с другими трофеями в Храм Мира, известный как Форум Веспасиана (Forum Vespasiani). Кстати, еврейские и христианские паломники, для которых Минора играла важную роль в их религиях, могли в храме прикоснуться к ней. Значение этого бесценного трофея выражалось даже в средневековом названии Арки Тита как Portico delle Sette Lucerne (Портик семи огней).

История исчезновения Миноры окутана тайной. Одни источники утверждают, что она легла на дно Тибра (Tevere) под Мостом Фабриччио (Ponte Fabricio) во время стычки легионеров за обладание сокровищем (в котором было не меньше 30 кг чистого золота). По другой версии, Минору похитили и вывезли из Рима в 455 г. варвары, после чего реликвия всё же вернулась в Иерусалим.

Другими культовыми предметами иудаизма на барельефном панно являются Серебряные трубы, ритуальные сосуды и Стол для священных хлебов. На заднем плане римские солдаты поднимают таблички с пояснительными надписями добытых трофеев и покорённых городов.

Барельеф — Тит в квадриге

Особый интерес представляет барельеф на противоположной стороне внутренней стены арки, где изображён Тит, восседающий в колеснице.

Тит в квадриге барельеф на арке в Риме

Лошадьми управляет сама богиня Рима, а Виктория венчает победителя лавровым венком. Процессию сопровождают гении (духи-хранители) и государственные служители ликторы, несущие фасции — знак власти.

Уникальность каменного панно заключается в передаче рельефного рисунка, который создаёт эффект трёхмерного пространства и анимации. Разные плоскости, величина фигур в натурный рост, повторяющиеся силуэты лошадей, — всё это передаёт движение и создаёт ощущение реального присутствия внутри события.

Как арка выглядела до реставрации, в период Средневековья

В период Средневековья многие памятники Древнего Рима пострадали или были попросту разрушены. Период процветания великой империи сменился на мрак, который окутывал Рим почти 1000 лет. Арка Тита перестала быть символом триумфа правителя самого большого мегаполиса Древнего мира и превратилась в бесформенное сооружение.

В XI в. влиятельная римская семья Франжипани (Frangipani) включила арку в построенную ими крепостную стену, повредив колонны и художественные рельефы.

Гравюра Пиранези арка Тита до реконструкции в XVIII веке

Гравюра Пиранези (Piranesi), картины Каналетто (Kanaletto) и Паннини (Pannini) запечатлели городской пейзаж 40-х годов XVIII в., где Арка Тита занимает центральное место.

В XVI в. при понтификате Павла II и Сикста IV древнеримский монумент был включён в структуру церкви святой Франчески Римской (Santa Francesca Romana), известной ранее как Santa Maria Nova. Церковь сохранила арку именно потому, что она олицетворяла истребление евреев и разрушение Иерусалима, которые приветствовались христианами того времени.

Реставрация

Первая серьёзная реставрация Арки Тита проводилась в 1812 -1824 гг. К началу работ значительная часть конструкции была уже разрушена – повреждён фундамент, колонны и ценные барельефы пролёта.

Вклад Джузеппе Валадье

Самый большой вклад в восстановление облика арки внёс итальянский археолог и реставратор Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier), приглашённый папой Пием VII. Удалив средневековую кладку, он тщательно и достоверно реконструировал первоначальный вид древнеримского памятника. Некоторые отличия от оригинала всё же имели место: мраморные плиты были заменены на травертин, а сложные капители колонн— на более простые.

В память о работах по реставрации на западной стороне арки имеется надпись: «Этот памятник, выдающийся как с точки зрения религии, так и искусства, со временем ослабел. Пий Седьмой, верховный понтифик, новыми работами по образцу древнего образца приказал его укрепить и сохранить».

Вторая арка

В 2015 г. в ходе раскопок на глубине 3 м археологами были обнаружены остатки второй арки Тита. Она была построена в 81 г. в центре полукруга Большого цирка (Circo Massimo) и посвящена победе над евреями в Иерусалиме. Памятник из каррарского мрамора имел три пролёта и должен был производить впечатление своей монументальностью и богатством украшений. С упадком Римской империи арка постепенно была разрушена и забыта, а блоки мрамора стали частью городского акведука и средневековых построек.

При раскопках удалось обнаружить более 300 фрагментов колонн и плиты основания арки. Для дальнейшего исследования найденной арки потребуются средства и время, а пока её остатки засыпаны землёй для лучшей сохранности от разрушения.

Арка Тита давно уже не служит напоминанием о покорении евреев в Иудеи, а остается великолепным архитектурным памятником, который возвращает в историю Древнего Рима и делает настоящую жизнь более интересной и яркой.

Арка Тита послужила моделью для многих подобных сооружений, среди которых уже в Новое время были построены Триумфальная арка в Париже, Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, Веллингтонская арка в Лондоне и даже Ворота Индии в Нью-Дели.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 10 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Стоковые изображения Depositphotos
    Рейтинг@Mail.ru