Достопримечательности Болоньи

Достопримечательности Болоньи

В Болонье (Bologna) находится самый старый действующий университет Европы, крытые арочные галереи, растянувшиеся в общей сложности на сорок километров, пятый по величине храм планеты. Здесь можно воочию увидеть анатомический театр, где десять веков назад любой желающий мог понаблюдать за препарированием трупов.

В одной из здешних церквей установлен орган, на котором играл сам Моцарт (Mozart), хранится икона, написанная рукой апостола Луки.

История города

Город Болонья расположен в 310 км на север от Рима (Roma), у подножия Северных Апеннин (Appennino settentrionale). На географической карте его можно найти по следующим координатам: 44°30 северной широты, 11°21 восточной долготы. Предположительно, поселение было основано в шестом веке до нашей эры этрусским королем Феро, который назвал город в честь своей дочери – Фельсина (Felsina).

Благодаря удачному местоположению, плодородным землям, торговле, поселение быстро развивалось. Спустя некоторое время его захватили бойи (кельтское племя) и с тех пор город стал называться Боннония (Bononia). Со временем название трансформировалось в современный вариант.

После того как бойи потерпели окончательное поражение от римлян (случилось это в 191 г. до н.э.), бывшая Фельсина вошла в состав Римской империи. Через три года римляне проложили через центр города дорогу, которая связала Боннонию с другими городами страны. После этого в истории города последовала череда взлетов и падений, когда он переходил из рук в руки, горел, восстанавливался, переживал осаду и вновь разрушался. Город пережил крах Римской империи, дробление и становление нового государства, гонение на христианскую церковь и её возрождение.

Экскурсия в Болонье на русском языке

Университет Болоньи

Самой знаменитой достопримечательностью Болоньи считается его университет (Università di Bologna), что расположен на улице Луиджи Дзамбони (via Giacomo Venezian). Центральная постройка, в которой размещен ректорат, расположена под номером тринадцать.

университет Болоньи

Появился Болонский университет в 1088 году, и старше его только открытый в Марокко двумя столетиями ранее Аль-Карауин. Но перед этим учебным заведением Болонский университет имеет преимущество: дипломы о высшем образовании здесь выдавать стали на несколько веков раньше.

Интересно, что студенты в первое время имели право выбирать деканов и даже платили лекторам зарплату, что давало учащимся некоторую независимость. Поэтому не удивительно, что здесь учились Николай Коперник (лат. Nicolaus Copernicus), Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer), Карло Гольдони (Carlo Goldoni). Первой женщиной-преподавателем стала дочь юриста Аккурсио (Accursio). Как и отец, она преподавала право. Это был XIII век.

Сначала в Università di Bologna преподавали риторику и римское право, но уже в XIV столетии помимо юридического, были открыты теологический и медицинский факультеты. С тех пор заведение значительно расширилось: сейчас тут действует двадцать три факультета, где учится около девяноста тысяч студентов.

Советую почитать статьи:

Площади

Центральными улицами Болоньи являются две примыкающие друг к другу площади. Это Главная площадь (Piazza Maggiore) и расположенная к ней под углом площадь Нептуна (Piazza Nettuno). Тут находятся наиболее важные и интересные здания города: дворцы, государственные учреждения, музеи, храмы

Главная площадь

 

центральной площадью Болоньи

Центральной площадью Болоньи считается Пьяцца Маджоре (piazza Maggiore). Длина её – 115 м, ширина – 60 м. До 1877 года тут располагался рынок, просуществовавший до 1877 года. Также здесь расположены главные учреждения города, где вершились судьбы людей – дворец Градоуправления (Palazzo del Podestà), Дворец коммуны (Palazzo Comunale o Pubblico). На этой площади построена самая большая церковь города – базилика Святого Петронио.

Площадь Нептуна

Piazza Nettuno прославил фонтан, который установили здесь в шестнадцатом столетии. Он и дал название улице: помещенная в центре статуя изображает бога моря. Некоторые болонские студенты верят, что если два раза с вдумчивым видом обойти фонтан против часовой стрелки, можно успешно сдать сессию. По крайней мере, так делал архитектор Джимболонья (Giambologna), прежде чем придумать облик фонтана.

Площадь Нептуна

На площади расположен дворец, в котором до смерти, с 1249 по 1272 гг., томился в заключении король Сардинии Энцио (Enzio). Поэтому здание назвали в его честь – Palazzo di Re Enzo.

Говорят, что король имел любовницу среди местных жительниц. У них родился сын, который стал основателем рода Бентивольо (Bentivoglio). Его представители правили в Болонье в конце пятнадцатого века. Сейчас во дворце расположена Капелла Богоматери узников (Cappella Madonna dei prigionieri), городской архив, средневековый судебный зал, камеры, в которых сидели заключенные.

Церкви

Церквей в Болонье немало, и каждая из них интересна по-своему. Здесь расположен собор Святого Петронио, который по масштабам должен был затмить базилику Святого Петра в Ватикане, если бы в ситуацию не вмешался Папа Римский. В базилике святого Доминика (Basilica Di San Domenico) играл на органе сам Моцарт. Также есть церковь Мадонны Святого Луки (Santuario della Madonna di San Luca). Чтобы её увидеть, надо пройти четыре километра по крытой галерее: она длиннейшая на планете. В храме хранится икона, написанная апостолом Лукой.

Базилика Святого Петронио

На юге piazza Maggiore расположен один их главных соборов города – базилика Святого Петронио (La Basilica di San Petronio). Строительство готического сооружения начали в XIV ст. Интересно, что возведение храма не было идеей церкви: его решили построить как знак величия коммунальной власти в Болонье.

базилика Святого Петронио

Планировалось, что сооружение по масштабам превзойдет собор святого Петра в Риме (Basilica di San Pietro). Согласно плану, длина постройки должна была составлять 208 метров, ширина – 142 метра. Поэтому, чтобы реализовать проект, были снесены башни, дома горожан, восемь маленьких храмов. Но Папа Римский этого допустить не мог, вмешался в ситуацию, и план постройки переделали.

В итоге размеры храма составили:

  • Длина – 132 метра;
  • Ширина – 60 метров;
  • Высота сводов – 45 метров;
  • Высота недостроенного фасада (незавершенный остался купол) – 51 метр.

Строительство продолжалось около трех веков, и закончилось в 1663 г. Считается, что это последний храм, возведенный в Италии в виде латинского креста.

Сейчас базилика является пятым по размерам католическим храмом планеты. В церкви установлен самый старый орган страны, сделанный в 1475 г. На полу храма Джованни Доменико Кассини (Giovanni Domenico Cassini) начертил меридиан, чтобы доказать, что наша планета крутится вокруг Солнца. На разных его участках нанесены знаки зодиака, а на крыше расположено отверстие, через которое падает луч Солнца, указывая месяц года.

Интересно, что храм Святого Петронио на протяжении столетий был собственностью коммуны. Вот почему здесь проводили как христианские обряды, так и заседания суда, городские собрания, другие торжественные события. Во владение церкви базилика перешла в 1929 году.

Церковь Святого Стефана

церковь Святого Стефана

На piazza Santo Stefano расположена церковь Святого Стефана (Basilica di Santo Stefano). Она входит в комплекс «Семи Церквей», к которому помимо неё относятся следующие сооружения:

  1. Собор Иоанна Крестителя или Святого Распятия (Chiesa Del Crozifisso) – постройка восьмого столетия;
  2. Церковь Гроба Господня (Chiesa Del San Sepolcro ) – возведена в пятом столетии;
  3. Церковь Святой Троицы (Chiesa Dell Trinita ) – тринадцатое столетие;
  4. Базилика мучеников Виталия и Агриколы (Chiesa Dei Santi Vitale E Agricola) – четвертый-пятый век;
  5. Портик или двор Пилата (Cortile Di Pilato) – тринадцатое столетие. Портик олицетворяет помост, где судили Иисуса Христа. Во дворе расположен бассейн, «умывальник Пилата»;
  6. Монастырь.

Хоть эти сооружения возводили в разное время, и три храма не сохранились, церкви сооружены в едином стиле. Храм Святого Стефана примечателен тем, что в нем несколько столетий хранили мощи Святого Петронио. И только в 2000 г. их перенесли в храм, названный его именем.

Базилика святого Доминика

Базилика святого Доминика

Базилика святого Доминика (Basilica Di San Domenico) расположена на Piazza San Domenico.

Основал храм в 1221 году Доминик Гузман (исп. Domingo de Guzmán Garcés), прибывший в Болонью тремя годами ранее. Он настолько поразился кипящей энергией города, что решил: здесь его служение Богу принесет наибольшую пользу, а потому поселился в монастыре. Но сила слова проповедника оказалась настолько сильна, что монастырская церковь не вмещала желающих. Поэтому братья решили построить церковь.

К сожалению, Доминик умер в том же году, в котором началось строительство. Поэтому храм достраивался без него (на постройку ушло около двадцати лет). Поскольку церковь возводили монахи, принадлежащие к нищенствующему ордену, фасад сделан из кирпича, а центр украшает большой витраж. После этого храм еще несколько раз подвергался реставрации и переделке. Например, в 1530 году возле церкви появилась часовня, под куполом которого хранятся остатки святого Доминика.

В базилике святого Доминика установлен его бюст, который является точной реконструкцией черепа монаха (1946 г.). На органе этого собора в восемнадцатом столетии оттачивал свое искусство Амадей Моцарт.

Храм Мадонны Святого Луки

Самая длинная крытая галерея планеты принадлежит храму Мадонны Святого Луки. Возведен собор на вершине холма, высота которого составляет триста метров.

Постройка относится к концу двенадцатого столетия. Согласно легенде, возвели базилику, чтобы хранить в ней икону Богоматери Путеводительницы, написанную рукой апостола Луки (привезли её греческие паломники). Летописи рассказывают другую историю: Анжелика Бонфантини, знатная горожанка Болоньи, стала отшельницей и предоставила свои земли церкви.

храм Мадонны Святого Луки

Чтобы попасть в храм, надо подняться на холм по арочной галерее, длина которой составляет почти четыре километра: она соединяет церковь с городом. Сначала идти по галерее нетрудно: на первых порах она ведет по низине. Но затем начинает постепенно подниматься вверх, появляются ступеньки. Ближе к собору на стенах галереи можно увидеть иконы и таблички с фамилиями архитекторов, что сооружали ту или иную арку.

В галерее 666 арок. Число дьявола при строительстве было выбрали не случайно: Марию иконописцы часто изображали как попирающую ногой змея, которого считают воплощением Сатаны. Извилистая, длинная галерея говорит о побежденной рептилии, что лежит у подножия церкви Богородицы.

Есть еще одна цель, с которой было создана такая длинная галерея. Поклониться иконе съезжаются паломники. В галерее они могут переждать непогоду и укрыться от жгучих лучей солнца.

Базилика Санта-Мария-дей-Серви

basilica dei Servi di Maria

Храм Санта-Мария-дей-Серви (Basilica di Santa Maria dei Servi) расположен по адресу Strada Maggiore 43. Базилика невелика: сто метров – в длину, двадцать – в ширину, выполнена в виде латинского креста.

Строительство храма началось в 1346 г., завершено в пятнадцатом столетие. Фасад сделан из кирпича и по виду довольно невзрачен. Но внутренний дворик в стиле ранних христианских церквей однозначно привлекает внимание. Внутри храма установлен алтарь из мрамора работы Джованни Анджело Монторсоли (Giovanni Angelo Montorsoli), фрески четырнадцатого столетия, а также один из лучших органов Европы.

Церковь Сан Джакомо Маджоре

церковь Сан Джакомо Маджоре

Церква Сан Джакомо Маджоре (Chiesa di San Giacomo Maggiore) расположена на via Zamboni 15. Строить церковь монахи-августинцы начали в 1267 г., закончив работы через восемьдесят лет. После этого церковь не раз перестраивалась: в конце XV ст. была достроена колокольня, появились портик, часовня святой Чечилии.

Лучше всего сохранился западный фасад, с которого и было начато строительство храма. Здесь сохранилась ниша со скульптурой Христа. Слева от алтаря обустроена капелла Бентивольо, которую основал сын короля Сардинии Энци. Она декорирована картинами и фресками Лоренцо Коста: Мадонна на троне в окружении семьи Бентивольо, фрески о триумфе Смерти и Славы, Видение Апокалипсиса.

Храм Святого Петра

Кафедральный Собор Святого Петра (Cattedrale di San Pietro) славится огромной колокольней, площадь которой занимает 70 метров. Число колоколов здесь превышает два десятка, а самый большой из них весит три тонны и известен под названием «бабушка».

Расположен собор по адресу: via Indipendenza 7, в ста метрах от Главной площади. Самые ранние сведения об этом храме относятся к X ст. Через два века здание сгорело, было восстановлено и дополнено колокольней и криптой. Спустя сто лет храм пострадал от землетрясения, но был восстановлен.

cattedrale_di_san_pietro

После этого храм еще не раз подвергался переделке: полностью работы были окончены в середине восемнадцатого века. Это стало причиной смешения готического, романского стилей, барокко. Храм интересен не только колокольней, работами Просперо Фонтана (Prospero Fontana), Лудовико Карраччи (Lodovico Carracci), Альфонсо Ломбарди (Alfonso Lombardi). Здесь также есть музей-сокровищница, где хранятся предметы религиозной утвари, которую дарили церкви известные люди на протяжении последних пятисот лет.

Музеи

Любители истории могут не только побродить по средневековым улицам города, посетить многочисленные храмы, но и зайти в музеи, которые расскажут, чем жила и дышала Болонья в Средневековье и в эпоху Ренессанса. Небезынтересно будет посмотреть и на погребальные предметы, что относятся к VI ст. до н.э. и свидетельствуют о древности города.

Национальная пинакотека

национальная пинакотека Болоньи

Национальная пинакотека (Pinacoteca nazionale di Bologna) – это художественный музей. Найти его можно на via Belle Arti, 56 в помещении, что раньше принадлежало ордену иезуитов. Здесь собраны работы итальянских художников XIII-XIX ст.

Идея создать место, где будут храниться алтарные картины, пришла в голову будущему Папе Римскому Бенедикту XIV(лат. Benedictus PP. XIV) в 1762 году. Менее чем за двадцать лет удалось собрать больше тысячи икон и картин именитых художников. Среди них – работы Рафаэля Санти (Raffaello Santi,) Аннибале Караччи (Annibale Carracci), Лоренцо Коста (Lorenzo Costa);

В 1796 году власть Папы Римского свергли, после чего была установлена республика. Картины конфисковали и переданы храмам и монастырям. В 1802 году власти открыли Пинакотеку на улице Изящных Искусств, 56. С тех пор коллекция постоянно пополнялась картинами из частных коллекций и другими путями, пока не стала лучшим художественным музеем Италии.

Архигимназия

Недалеко от ректората Бостонского университета, расположено здание его первого комплекса. Здесь архигимназия, внутри которой размещена одна из самых крупных библиотек Европы. Точный адрес: Palazzo dell’Archiginnasio, Piazza Galvani, 1.

В здании архигимназии есть еще одно интересное место – это отреставрированный анатомический театр (Teatro Anatomico), где четыре века назад любой желающий имел возможность увидеть, как препарируют трупы. Возник анатомический театр в 1637 году и являет собой интересный пример, как обучались студенты тех лет.

bologna-palazzo-dellarchiginnasio_cr

Само помещение спроектировано в форме амфитеатра, стены которого оббиты деревом, а вдоль них установлены лавки для зрителей. Украшают зал деревянные скульптуры, изображающие знаменитых врачей, на потолке – созвездия и Аполлон, покровитель медицины.

В центре установлен мраморный стол, где раньше лежал покойник. Места, где раньше сидели студенты, наблюдающие за вскрытием трупа, сейчас занимают зрители, перед которыми актеры разыгрывают театральные представления по теме анатомии.

Музей Палаццо Поджи

Дворец Поджи (Musei di Palazzo Poggi) расположен на via Zamboni, 33. Многие его считают одним из самых интересных музеев Болоньи.

музей Палаццо Поджи в Болоньи

Первая экспозиция открылась в 1721 г. в замке Джованни Поджи, который увлекался наукой и творчеством. Поэтому здесь была резиденция Научного института. Точный автор проекта неизвестен, но есть сведения, что сначала предполагалось собрать и представить в порядке хронологии открытия в области астрономии. Затем музей расширился.

В Палаццо Поджи можно увидеть окаменелости, наземные и морские растения, полезные ископаемые, чучела морских животных. Несколько залов посвящены физике, астрономии. Есть экспозиция моделей кораблей, географических карт.

Интерес вызывает школа акушерства, а также фигуры из воска, которые позволяют детально ознакомиться с процессом родов, послойно изучить строение кожи, мышцы, скелет человека.

музей Палаццо Поджи

Внимание привлекает фигура, демонстрирующая муки девушки в последнее мгновение жизни. Живот и грудная клетка у неё открыты, что дает увидеть состояние внутренних органов.

Родители, которые приедут в Болонью с детьми, должны учитывать, что такая подача материалов не для детских глаз.

Археологический музей 

Многие памятки ранней истории Фельсины входят в экспозицию археологического музея Болоньи ((Museo civico archeologico di Bologna) ), который расположен на via dell’Archiginnasio, 2. Поводом для его открытия стали древние захоронения, что были обнаружены возле кладбища Чертоза, а также некрополь, найденный во время обустройства парка Сады Маргариты.

археологический музей в Болоньи

В семидесятых годах девятнадцатого века в архигимназии организовали первую экспозицию археологических находок, что нашли во время раскопок. Десять лет спустя власти открыли музей во дворце Галвани (Palazzo Galvani). Выставка обустроена так, чтобы посетитель увидел все экспонаты за одну непродолжительную экскурсию.

Здесь посетитель ознакомиться с историей Болоньи этрусского, галльского, греческого, древнеримского периодов. В египетском зале размещены мумии и другие атрибуты культуры египтян. Интерес представляют старинные монеты.

Средневековый музей

Во Дворце Гизиларди-Фава, что на via Manzoni, 4, расположен средневековый музей Болоньи (Museo Civico Medievale in Palazzo Ghisilardi). Здесь выставлены экспонаты из частных коллекций художника Паладжи (Palagi), маркиза Коспи (Cospi), генерала Марсили (Marsili).

Тут представлены скульптуры и картины средневековых мастеров, фрески Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia). Интересны поделки из слоновой кости, бронзы, стекла, каррарского мрамора. В коллекции есть оружие, надгробия, средневековые документы. Привлекает внимание фонтан XIII ст., где установлены скульптуры четырех Атлантов.

В одном из залов установлена первая скульптура Папы Римского, представленная на обозрение в светском учреждении. Так увековечили память при Бонифация VIII (лат. Bonifatius PP. VIII), который много сделал для окончания войны между Феррарой (Ferrara) и Болоньей. Интерес представляет бюст Меркурия, сделанный из бронзы зодчим Джамболонья (Giambologna) в честь императора Австрии Максимилиана II.

Вилла Альдрованди Маццакорати

Музей, посвященный игрушечным солдатикам, размещен на вилле Альдрованди Маццакорати (Villa Aldrovandi Mazzacorati). Точный адрес: via Toscana, 17 –19. Появилась экспозиция в 1974 г. по инициативе Марио Массачези и других любителей этого необычного увлечения, которые собрали свои коллекции, чтобы сделать их доступными для публики.

вилла Альдрованди Маццакорати

В фонде музее собрано тридцать тысяч солдатиков, двенадцать из которых выставлены на обозрение публики. На выставке представлены фигурки из свинца, олова, дерева, картона, пластика. Интерес представляют реконструкции сражений, костюмы, оружие войск, от античности до двадцать первого столетия.

Вилла Альдрованди Маццакорати являет собой здание, построенное в 1761 году. Здание украшают два ряда балконов, которые поддерживают кариатиды, а на фасаде – скульптуры сирен. Привлекает внимание портик с шестью колоннами и треугольным фронтоном, оформленный в неоклассическом стиле.

Дом Кардуччи

Дом Кардуччи (Casa del Carducci) расположен на Piazza Carducci, 5. Сейчас это музей памяти лауреата Нобелевской премии, поэта Джозуэ Кардуччи (Giosuè Carducci).

Здание раньше принадлежало семье Кардуччи, а сам поэт жил здесь семнадцать лет. Когда он умер, дом был выкуплен королевой Маргаритой Савойской (Margherita von Savoyen). Она подарила здание городу, чтобы горожане обустроили в нем музей, посвященный памяти великого итальянца. Сейчас в музее размещена библиотека, которая состоит из 40 тыс. манускриптов и томов, есть личные вещи поэта.

дом Кардуччи

По винтовой лестнице посетитель может подняться на второй этаж, где расположены комнаты Кардуччи. Из окон открывается вид на кольцевую дорогу и площадь, названную в честь поэта. Возле дома разбит сад со скульптурами, одна из которых изображает Кардуччи. Также тут можно увидеть фавна, Свободу, оседлавшую темную лошадь. Сад интересен и тем, что упирается в старую городскую стену, которая избежала разрушения.

На первом ярусе расположен музей, посвященный Рисорджименто. Так называли национальное освободительное движение в Италии. Здесь находятся картины, оружие, флаги, униформы, документы.

Стены и башни

Памяток ранней истории в Болонье немного. К ним относят развалины первых городских стен, башни. Необходимость в башнях вызвана не столько потребностью укрыться от внешнего нападения, сколько тем, что многие семейства города между собой враждовали. Помимо этого, башни демонстрировали окружающим состоятельность семьи, которая ими владела.

Стены

Ученые затрудняются сказать, когда горожане возвели первые городские стены: приблизительная дата – шестой-восьмой век нашей эры. Но сходятся на том, что строительство длилось не один год: одни участки стены построены качественно, другие явно возводились в спешке.

Укрепления делали из селенита (разновидности гипса), который добывали из горы Донато (Donato), расположенной с южной стороны города. Также в строительстве мастера задействовали камни и булыжники из старых зданий. Высота первого оборонного кольца города в некоторых местах составляла не менее восьми метров и была сделана без скрепляющего раствора. Сейчас остатки первой стены хранятся в археологическом музее Болоньи, а также на ул. Мандзони (via Manzoni).

Болонья стены

Вторая линия укреплений появилась в XII ст. Длина оборонительных стен составляла четыре километра, и вошли они в историю под названием «Кольцо Торресотти» (Cerchia dei Torresotti). На строительство ушло двадцать лет, и если первое кольцо имело четыре выхода из города, то здесь было предусмотрено восемнадцать ворот. Некоторые из них сохранились до сих пор. Это:

  • Porta Piella (Ворота Пьелла);
  • Torresotto San Vitale (Торресотто Сан-Витале);
  • Porta Nova (Новые ворота).

Спустя сто лет город окружила третья линия оборонительных стен. Это сооружение известно под двумя названиями: «Кольцо бульваров» (Cerchia dei Viali) или «Чиркла» (Circla). Сначала стена была деревянной, затем вместо неё было сооружено ограждение из кирпича.

Длина новой линии обороны составила 6 км, высота – 9 м. В город горожане попадали через двенадцать ворот. Десять из них сохранились доныне, тогда как стены снесли в начале двадцатого столетия. Вместо них появилось кольцо бульваров, которое обрамляет исторический центр.

Две падающие башни

две падающие башни

Символами Болонью считаются две падающие башни – Азинелли (La torre Asinelli) и Гаризенда (Garisenda), расположенные в двухстах метрах от собора Сан-Петронио.

Построены они в нескольких метрах друг от друга и наклонены в разные стороны. Причина этого – несоблюдение правильной технологии строительства.

Азинелли – это самая высокая падающая башня страны: высота составляет 97,2 м, а верхняя часть отклонена на 2,2 м. Возвели строение в начале двенадцатого века, и в разное время башня служила крепостью или тюрьмой. Чтобы спасти Азинелли от падения, здание постоянно реставрируют. Доступ туристам наверх открыт: на смотровую площадку ведут 498 ступеньки деревянной спиральной лестницы.

Состояние соседней Гаризенды значительно, хоть она и в два раза ниже: смещение башни составляет три метра. Поэтому башню, высота которой изначально составляла 60 метров, трижды укорачивали, и сейчас постройка возвышается над землей на 48 метров. Для туристов Гаризенда закрыта.

Башня Аццогуиди

В ста метрах от piazza Maggiore расположена башня Аццогудиди, известная также как Альтабелла (на итальянском звучит как Torre Azzoguidi detta Altabella). Точный адрес: via Altabella, 7. Возведена башня в конце двенадцатого столетия семейством Аццогудиди, представители которого активно участвовали в политической жизни города.

Альтабелла – по высоте вторая после Азинелли: высота её составляет 61 м. Но в отличие от неё, стоит прямо, не падает: построена Аццогудиди с соблюдением всех пропорций.

Принимая во внимание толщину стен, ученые выдвигают предположение, что Аццогудиди была выше. Основание Альтабелы выложено селенитом. Из этого же материала сделан портал в виде стрельчатой арки, которую украшает декоративный бордюр.

Башня Прендипарте

башня Прендипарте

Чтобы увидеть башню Прендипарте (Torre Prendiparte detta Coronata), от Главной площади нужно пройти двести метров. Точный адрес: Via Sant’Alò, 5. Сейчас здесь расположен отель.

Во время строительства башни мастера использовали блоки селита и болонского кирпича. Высота постройки составляет 59,5 метров, насчитывает двенадцать этажей. Наверх ведет удобная лестница.

Возвели башню в конце двенадцатого века представители семейства Прендипарте (Prendiparte), члены которого занимали в городе высокие должности. Три века спустя башня перешла во владение семьи Фабруцци (Fabruzzi), через сто лет – к церкви. В восемнадцатом столетии в Прендипарте разместили карцер, куда сажали за преступления против христианства. Вот почему на стенах можно увидеть автографы заключенных.

Прендипарте также известна как Коронованная (Coronata). Название башне дали выступы, напоминающие корону башни, что расположены в пятидесяти метрах от земли.

Дворцы и архитектура

Туристу, который захочет осмотреть все дворцы и архитектуру Болоньи, придется потратить не один день: каждый дом здесь способен поведать свою историю о людях, что здесь жили, творили, плели интриги, рождались и умирали. Но есть в городе здания, которые обязан посетить каждый турист.

Палаццо Коммунале

В центре города расположен Дворец Коммуны (Palazzo Comunale o Pubblico). Это мэрия Болоньи, которая находится на Piazza Maggiore, 6. Состоит дворец из двух домов – Дворца д’Аккурсио (Palazzo d’Accursio) и Дворца-дель-Легато (Palazzo del Legato).

Самая старая часть ратуши находится во дворце д’Аккурсио. Названо здание в честь учителя права, профессора Франческо Аккорсо (Francesco d’Accorso), резиденцию которого приобрели городские власти в конце XIII ст. Сначала здесь размещались конторы нескольких городских служб, а также хранили общественное зерно. Но уже с 1336 года во дворце д’Аккурсио начали заседать Старейшины и он стал резиденцией городских властей.

Дворец Коммуны

В пятнадцатом столетии дворец д’Аккурсио расширили. Его башню украсили часы с каруселью, на которых были изображены волхвы и Мария с младенцем (сняли в 1796 году). После этого здание еще несколько раз реставрировали. При Папе Юлии II возле дворца д’Аккурсио построили резиденцию для Папского легата (Дворец-дель-Легато). За счет этого Ратуша увеличилась.

В наши дни внизу ратуши находится зал городского совета, украшенный аллегорическими фресками, зал Геркулеса. На втором ярусе туристам будет интересно взглянуть на зал Фарнезе и часовню Легато, где короновали Карла V (1530 г). На третьем этаже находится музей, где выставлены холсты художников тринадцатого-девятнадцатого столетий, а также музей итальянского живописца Джорджо Моранди (Giorgio Morandi).

Дворец градоуправления

Дворец градоуправления (Palazzo del Podestà) расположен на Piazza Maggiore 6. Над ним возвышается башня Аренго (Torre dell’Arengo), колокол которой столетиями звал горожан на собрания, возвещал о важных происшествиях.

дворец градоуправления

Дом был специально возведен на главной площади Болоньи, чтобы в нем заседало городское правительство. Также некоторое время здесь работали нотариусы, пока для них не построили отдельное здание. Сначала дом построили в романском стиле, затем в пятнадцатом веке фасад переделали в духе Ренессанса.

В начале двадцатого столетия главный зал дворца украсили фрески Адольфо де Каролиса (Adolfo de Carolis), которые рассказывают об истории Болоньи.

Палаццо-дей-Нотаи

палаццо-дей-Нотаи

Палаццо-дей-Нотаи (Palazzo dei Notai) расположен на via de’ Pignattari, боковой улице, что примыкает к Главной площади. Точный адрес: 1. Построили дом специально для сообщества нотариусов в 1287 г., и долгое время он был резиденцией. Также тут размещался архив, где хранили завещания и другие бумаги.

О предназначении дома говорит табличка на фасаде дома и три чернильницы с перьями на красном фоне – герб сообщества нотариусов. Сейчас тут размещены государственные службы.

Палаццо Дей Банки

палаццо Дей Банки

Последней постройкой на piazza Maggiore оказался Палаццо-дей-Банки (Palazzo Dei Banchi). Возведен дом был в XVI ст. и являет собой не столько здание, сколько декоративный фасад из пятнадцати арок, за которым скрыто несколько небольших построек. Дворец соединяется портиком с Архигимназией.

Дворец архиепископа

Дворец архиепископа (Palazzo Arcivescovile) построен в тринадцатом столетии по заказу кардинала Энррико делла Фратта. Расположена постройка на via Altabella, 6, имеет общий двор с храмом Святого Петра.

дворец архиепископа

Строить дворец решили между возведенными ранее башнями Аццогвиди, Прендипарте, Альтабелла. Поэтому они обрамляют дворец и кажутся единым целым.

В шестнадцатом столетии мастера обновили фасад, обустроили двор, пристроили портик из четырех арок. Часовню на первом этаже декорировал Миноцци (Minozzi) в 1790 году. В девятнадцатом столетии сооружение отреставрировали.

Палаццо Болоньини

На улице Santo Stefano расположено две резиденции богатого торговца шелком Болоньини (Bolognini). Главная находится под номером восемнадцать, вторая – одиннадцать.

Построить вторую резиденцию решил Джованни Болоньини (Giovanni Bolognini), который захотел, чтобы его семья жила в более шикарных условиях. Подготовительные работы длились двадцать лет. Поэтому строительство Палаццо Болоньини (Palazzo Bolognini) на via Santo Stefano, 11 началось в 1513 году.

палаццо Болоньини

Фасад здания мастера украсили верандой с терракотовыми бюстами и резными капителями. Интересно, что над этой верандой под руководством Андреа да Формиджине (Andrea da Formigine) работала Проперция де Росси (Properzia de’ Rossi), первая женщина-скульптор в истории Европы.

С начала девятнадцатого века здание сдается в аренду различным организациям. С 1823 по 1855 гг. арендатором было Casino dei Nobili. Тогда тут проводили концерты, где выступали Гайдн, Россини.

Дом Беро

Дом Беро

Дом Беро (Casa Berò) расположен на via Rolandino, 1. Появилась постройка в XVI ст., материал для строительства – кирпич, фасад мастера украсили терракотовыми рельефами, многочисленными арками. Здание уникально: это не дворец-резиденция знати, а дом богатого буржуа, который жил в эпоху Ренессанса, знал и ценил искусство.

Горожане называют это здание Домом Караччи. тут располагалась мастерская Агостино, Аннибале и Людовико Карраччи (Annibale, Agostino, Ludovico Carracci). Эти живописцы жили и творили в конце шестнадцатого века.

Палаццо-дель-Подеста

Попасть во Дворец-дель-Подеста (Palazzo del Podestà) можно во время выставок или торжественных событий. Расположен дом на Piazza del Podestà и примыкает ко дворцу Энцио, что на площади Нептуна.

палаццо-дель-Подеста

Здание построили в конце XV ст. по заказу Джованни II Бентивольо (Giovanni II Bentivoglio). Предназначалось оно для резиденции глав местных управлений. Проект закончен не был из-за выдворения Бентивольо из города.

Использовали здание по-разному. Сначала здесь был суд, столетие спустя разместился театр. Он просуществовал два века, после чего в доме играли в мяч. Внизу размещались ремесленные лавки, сейчас здесь магазины-люкс.

Палаццо Лояни

Дворец Лояни (Palazzo Loiani/ Aldini-Sanguinetti) расположен на Strada Maggiore, 34. Сначала он принадлежал семье Лояни (Loiani), в середине XVI века его выкупили братья Риарио (Riario).

maggiore_cr

Значительной реконструкции дворец подвергся в 1796 г., когда его владельцем стал граф Антонио Альдини (Antonio Aldini). Он присоединил к зданию расположенную рядом башню, а также приказал поделить большой зал надвое. В результате получились два помещения – Праздничный зал и зал Добродетели. Их декор считается ярким примером неоклассики.

В наши дни во дворце расположены библиотека музыки и Международный музей Россини (Museo Internazionale e Biblioteca della Musica di Bologna). Джоаккино Антонио Россини (Gioachino Antonio Rossin ) останавливался здесь на время ремонта в своем доме.

Аркады

Арочные галереи Болоньи растянулись по центру города на сорок километров. Они придают городу ажурность, а сочетание стилей и декора различных эпох – необыкновенный вид.

Строить аркады начали в Средневековье, чтобы расширить дома в сжатых условиях города. Сначала галереи возводили из дерева, затем они сменились каменными постройками с колонами. В городе нет аркад, ниже 2 м 66 см: всадник на коне должен был беспрепятственно через них проехать.

церковь Мадонны Святого Луки аркада

Поскольку строительство аркад не прекращалось до девятнадцатого столетия, здесь можно изучить историю аркадного строительства последних веков. Самая длинная аркада ведет к церкви Мадонны Святого Луки.

Сады и парки

Наиболее известными парками Болоньи являются Сады Маргариты (Giardini Margherita), Сады Монтаньола (Giardino della Montagnola) и Ботанический сад (Giardini Botanici). Каждый из них привлекателен по-своему.

Сады Маргариты

Главный вход в парк Сады Маргариты via Murri. Был открыт в 1879 году, и с тех пор его вид изменился мало. Здесь на площади в 26 га раскинулось озеро с фонтанами, которое окружают искусственные скалы, сделанные из селенита. Рядом построен деревянный дворец.

В парке немало дорожек из гальки, длинных аллей, просторных полян. Отдохнуть можно в дубовых рощах и среди хвойных деревьев.

В парке находится археологическая зона, где в конце XIX века обнаружили этрусские захоронения: 243 могилы, самые старые из которых относятся к 550 г. до н.э. Эта находка дала повод археологам осудить о древности города.

сады Маргариты

Особенностью захоронений оказались подковообразные стелы, сделанные из песчаника. На них изображены картины на тему путешествия в царство мертвых. Стелу и погребальные предметы, среди которых немало ценных вещей, можно увидеть в археологическом музее. А в археологической зоне парка установлена реконструированная хижина эпохи Вилланова. Так называют древнейшую культуру железного века, которая относится к XII-VIII вв. до н.э.

Ботанический сад Болоньи

Ботанический сад Болоньи

Ботанический сад Болоньи расположен на via Irnerio, 4. Он один из самых старых на континенте. Сад интересен не только своим возрастом, флорой, но и тем, что в течение нескольких столетий несколько раз переезжал.

Первый ботанический сад города появился в 1568 г. в одном из внутренних двориков Главной площади города по инициативе Болонского университета. Спустя двадцать лет сад перенесли к воротам Санто Стефано (Porta S. Stefano), где ему выделили площадь в 5 тыс. км2.

На теперешнем месте ботанический сад оказался в начале девятнадцатого века, когда к университету перешло здание колледжа Феррарио (Ferrario). Сразу после этого были изготовлены теплицы, обустроены места для посадки растений. Некоторое время спустя был открыт обучающий центр, в котором любой желающий получит максимальные данные о здешних растениях.

Ботанический сад Болоньи

Ботанический сад сильно повредили бомбежки в ходе второй мировой войны. Серьезной потерей считается разрушение оранжереи, где выращивали растения с времен Наполеона. Сейчас площадь ботанического сада занимает два гектара, на которых растет пять тысяч видов флоры.

Сады Монтаньола

Сады Монтаньола раскинулись на одноименном холме, высота которого составляет шестьдесят метров. Наверх можно подняться по мраморной лестнице, недалеко от которой развалины крепости Castello Di Galliera и ворота Галлиера (Porta Galliera) из третьего кольца укреплений.

У подножья холма – скульптура Паскуале Риццоли (Pasquale Rizzoli). Посвящена она всем павшим горожанам в августе 1848 года: они защитили Болонью от австрийских войск. Композиция изображает итальянца со знаменем в руках, у ног которого павший австрийский солдат.

В прежние времена здесь рос лес, который в семнадцатом веке проредили и проложили тропинки для прогулок верхом. В начале девятнадцатого столетия здесь разбили парк на французский манер. Появились первые скульптуры, искусственно созданный пруд. Мраморная лестница была сооружена в 1896 году.

Как добраться – практические советы

аэропорт Aeroporto Internazionale Guglielmo Marconi

Соединяет Болонью с крупными городами Италии и Европы аэропорт Aeroporto Internazionale Guglielmo Marconi. Поэтому из Москвы самолет летит три с половиной часа. Сам аэропорт расположен в шести километрах от города, а потому добраться до центра Болоньи можно менее, чем за 30 минут автобусом или на такси  – за  последний, более комфортный вариант придется заплатить около 65 евро. Заказать трансфер заранее рекомендуем в компании welcomepickups.com – вас встретят с табличкой, стоимость фиксированна и никаких сюрпризов с таксистами.

Автобусный вокзал города принимает и международные автобусы. Станция размещена на Piazza XX Settembre, недалеко от ж/д вокзала.

В полутора километрах от Главной площади расположен самый большой железнодорожный вокзал страны – Bologna Centrale. Сюда приезжают поезда не только со всех уголков страны, но и крупных городов Европы. До Флоренции отсюда час езды, до Венеции – на полчаса больше. Дорога до Милана, Рима, Турина на скором поезде займет менее двух часов.

Автор:
20 лет назад меня познакомили и влюбили в Болонью  – это было все так душевно и ярко, что помнится до сих пор! Эту любовь и восхищение я хочу передать и всем путешествующим по региону Эмилия-Романья. Жду вас на моих авторских обзорных и гастрономических экскурсиях!

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • Ольга Семенова

    Прекрасная Болонья! Как-то незаслуженно ее обошли вниманием популярные туристические маршруты…
    Попав туда однажды, прожила в Болонье 5 дней, и в следующую поездку уже спланировала обязательное посещение Болоньи.
    Из всех красот там ещё есть монастырь Madonna di San Luca, он находится на холме Guardia, туда ведёт крытая и крутая дорога длиной 3.5 км! Те, кому тяжко преодолеть этот путь пешком, от площади Saragozza идёт крошечный автопоезд.
    Ещё узнайте, что наши Кремлевские зубцы построили болонцы!!!

  • ирина сергеевна

    Главный собор Болоньи — Кафедральный Собор Сан-Пьетро. Cattedrale di San Pietro. Слово «кафедральный — означает, что именно здесь находится кафедра (от латинского cathedra — «трон, кресло») — кресло, в котором восседает епископ. Он и есть главный собор, а вовсе не Базилика Сан-Петронио. Очень частая ошибка, вроде и там Петр и там. Многие путают, в том числе и авторы сего блога.

Рейтинг@Mail.ru