Достопримечательности Пармы

Парма (Parma) хоть и маленький городок, знаменита на весь мир: кто не знает о сыре пармезан, ветчине прошутто, колбасах и других кулинарных изделиях? Прославили город и достопримечательности. Здесь расположен один из самых старых университетов Европы, базилика, на стене которой когда-то проступил лик Богоматери, а также дворец, где жила и правила городом Мария-Луиза, последняя жена Наполеона Бонапарта.

Достопримечательности Пармы

Где находится

Парма расположена в 366 км на север от Рима в регионе Эмилия-Романья (Emilia-Romagna), и является одним из его административных центров. На географической карте город можно найти по следующим координатам: 44°48′ северной широты, 10°20′ восточной долготы.

Парма (Parma)

Первые упоминания о Парме датированы 183 г. до н.э., когда она стала римской колонией и важным торговым центром.

Через город протекает река Парма, которая является притоком реки По (Po). Большинство достопримечательностей находится с восточной стороны реки, в квартале Parma-Centro. Старую часть города на западном побережье называют Oltretorrente.

Какие же достопримечательности в Парме стоит посмотреть за один день?

Площади

Центральная улица Пармы – это проспект, который итальянцы называют Strada della Republica. Он рассекает восточные кварталы надвое и упирается в мост Ponte di Mezzo, с другой стороны которого начинается проспект, именуемый Strada Massimo DAzeglio.

Самыми важными площадями города является Piazza Garibaldi и Piazza Duomo. Также прославилась необычная площадь-газон Piazzale della Pace.

Площадь Гарибальди

Площадь Гарибальди

Главной площадью считается Piazza Garibaldi (названа в честь Джузеппе Гарибальди). Здесь расположен туристический офис, в котором можно получить карту города и разузнать о достопримечательностях.

Первое, что привлекает внимание на Piazza Garibaldi – это Monumento a Giuseppe Garibaldi. Это памятник великому полководцу, в честь которого названа площадь. Стоит монумент перед Дворцом губернаторов (Palazzo del Governatore), строительство которого началось в тринадцатом веке. Затем дом не раз переделывался.

Также здесь расположена ратуша (Palazzo del Comune), на которой установлены солнечные часы, разработанные математиком и физиком Джамбатистой Бенедетти (Giovanni Battista Benedetti). Часы мастера шестнадцатого века рассчитаны так, чтобы путник мог узнать, который час в разных городах мира. Правда, чтобы это увидеть, к ним надо присмотреться и разобраться.

Украшает Piazza Garibaldi церковь Святого апостола Петра (San Pietro Apostolo), фасад которой выполнен в неоклассическом стиле. Первые упоминания о достопримечательности относятся к 955 году. С тех пор она не раз перестраивалась, – и до наших дней сохранилось здание, строительство которого датировано первой половиной восемнадцатого века.

Кафедральная площадь

Кафедральная площадь

Соборную или Кафедральную площадь (Piazza Duomo) многие называют культурным центром Пармы.

Здесь можно увидеть Дворец Епископа (Palazzo del Vescovado), Баптистерий (Battistero di Parma) и Кафедральный собор (Cattedrale di Parma). В окрестностях Соборной площади много достопримечательностей.

Piazzale della Pace

Piazzale della Pace

Площадь Piazzale della Pace интересна тем, что её покрытие – трава, по которой можно пройтись и даже сесть отдохнуть. Находится Сад Мира между Дворцом Пилотта, Palazzo della Provincia, Palazzo di Riserva и Palazzo dell’Intendenza di Finanza.

Появилась Piazzale della Pace в 1998 году на участке, который был сильно разрушен в ходе Второй мировой войны. Долгое время горожане не знали, как именно её реконструировать, пока в 1986 году архитектор Марио Ботта (Mario Botta) не предложил интересное решение. Через одиннадцать лет его идею на референдуме поддержали горожане, и началось обустройство площади.

Созданием одного лишь газона работы не ограничились: здесь был установлен памятник местному уроженцу, знаменитому композитору Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) и монумент Партизану времен Второй мировой войны (monumento al Partigiano). Вдоль газона посажены деревья.

Церкви

Церкви Пармы славятся интересными архитектурными решениями, прекрасными интерьерами и росписями. Здесь есть храмы, в плане которых латинский или греческий крест и даже шестиугольное или восьмиугольное основания. Церкви украшают скульптуры и фрески известных художников, а на стене одной базилики несколько сот лет назад проступил лик Богородицы.

Кафедральный собор

Кафедральная церковь (Cattedrale di Parma) размещается на Соборной площади. Возвели её вместо ранней христианской церкви, которая была посвящена Богоматери и располагалась на окраине города. В IX ст. она сгорела, – и на её месте возвели новый храм, также посвященный Богоматери. Спустя два века здание вновь уничтожил пожар, а горожанам пришлось отстраивать церковь.

Фасад, который сохранился, относится ко второй половине одиннадцатого века. Спустя две сотни лет возле достопримечательности появилась колокольня, на крыше которой установили скульптуру ангела из позолоченной меди. В пятнадцатом веке пристроили боковые капеллы, вверху разместили три яруса галерей.

Росписью собора занимался Антонио да Корреджо (Antonio Allegri da Correggio), среди скульпторов были Бенедеетто Антелами (Benedetto Antelami), Франческо да Аграте (Gian Francesco Ferrari d’Agrate) и другие великие мастера. В подвале базилики – остатки ранней христианской мозаики.

Баптистерий

Баптистерий

Баптистерий (Battistero di Parma) находится на Кафедральной площади. Его возвели в конце двенадцатого века, купель датируется XIII-XV вв. Форма храма – восьмиугольник, который венчает купол с шестнадцатью гранями. Поэтому по своей конструкции баптистерий похож на башню.

Для фасада характерно чередование полых и сплошных пространств, что позволило архитектору добиться нужной игры света и тени. Облицовка достопримечательности сделана из розового мрамора, который меняет свет в зависимости от солнечного освещения.

Внутрь баптистерия ведут три портала, сделанные в форме полукруглых арок. Другие пять сторон здания украшают ложные арки, которые копируют арки входных дверей. Украшают порталы рельефные изображения по христианской тематике. Внутри здания привлекают внимание иконы, рельефные скульптуры, высеченные в стенах. Шестнадцать аркад украшают фрески XIII-XIV ст.

Аббатство святого Иоанна Богослова

Аббатство святого Иоанна Богослова (Abbazia di San Giovanni Evangelista) в Парме размещается на Piazzale San Giovanni (в ста метрах от Кафедральной площади).

Аббатство святого Иоанна Богослова

Построили аббатство в XII ст. Спустя три столетия обитель сильно пострадала от пожара, из-за чего её пришлось отстраивать. Сейчас в структуру аббатства входит базилика, монастырь и старинная аптека.

План церкви сделан в виде латинского креста. Внутренним убранством помещения занимались Корреджо (Correggio), братья Франча (Francia), Маццола-Бедоли Джироламо (Mazzola-Bedoli, Girolamo) и другие знаменитые художники.

Алтарь поддерживают маленькие бронзовые ангелы работы скульптора Бернардо Фалькони (Bernardo Falconi). Фасад храма сделан в стиле барокко, облицован мрамором. Украшают его установленные в нишах скульптуры. С правой стороны базилики построена колокольня.

Аптека при аббатстве работает с 1202 г. В восемнадцатом веке от монастыря зависеть она перестала, и её управляла семья Гардони (Gardoni). Недавно аптеку выкупило государство, после чего в ней открыли музей.

Базилика Богоматери за Оградой

Базилика Богоматери за Оградой

Церковь Богоматери за Оградой (Basilica di Santa Maria della Steccata) находится на Strada Giuseppe Garibaldi в полукилометре от Кафедральной площади. Названию храм обязан появлению на одной из стен средневекового города лика Богоматери. Так, по крайней мере, говорит одна из легенд. Это побудило горожан построить вокруг стены капеллу и обнести лик оградой для защиты от повреждения. Это и дало название церкви. Открытие базилики состоялось в 1539 году.

Через две сотни лет базилику передали герцогу Пармскому (Duca di Parma), – и он стал резиденцией ордена святого Георгия. Помимо этого, здесь обустроили крипту, где похоронены останки герцогов Пармских и их родственников.

При планировке храма за основу был взят греческий крест, с каждой стороны которой – апсида, по углам четыре капеллы. Над внутренним убранством работали Пармиджанино (Parmigianino), Микеланджело Ансельми (Michelangelo Anselmi), Бернардино Гатти (Bernardino Gatti) и другие мастера.

Базилика Богоматери за Оградой

Окна базилики размещены так, чтобы солнечные лучи хорошо освещали расписанные стены. Также поражает игра света и тени: апсиды солнечные лучи освещают равномерно, средние пролеты в полумраке, тогда как купол ярко освещен.

Церковь Богоматери у военных квартир

Церковь Богоматери у военных квартир

Храм Chiesa di Santa Maria del Quartiere известен под названием Церковь Богоматери у военных (войсковых) квартир. Этот квартал издавна использовали для расквартирования военных, что и дало название базилике. Расположена церковь на западном берегу. Адрес: strada del Quartiere.

Построили достопримечательность в начале семнадцатого столетия. Основанию базилики архитектор придал шестиугольную форму. Алтарь расписывал Джулио Орландини (Giulio Orlandini), купол – Пьер Антонио Бернабеи (Pier Antonio Bernabei) и его ученики. По окончанию строительства главный алтарь украсила старинная фреска с изображением Девы Марии. В XIX ст. храм стал собственностью города.

Церковь Креста Господня

На западном берегу в квартале Oltretorrente находится Церковь Креста Господня (Chiesa di Santa Croce). Возвели ее в тринадцатом веке вдоль дороги, по которой шли паломники. Сейчас площадь, где стоит храм, называется Piazzale S. CRoce.

Церковь Креста Господня

Хоть построили достопримечательность в романском стиле, в последующие годы здание претерпело немало преобразований. В семнадцатом веке появилась алтарная часть, купол, часовня. Также расширили неф, потолок которого украсили картины с младенцем Иисусом и рассказывающие о жизни святого Иосифа.

По окончанию работ в архитектуре храма четко прослеживался стиль барокко. От первоначальной постройки в главном нефе сохранились каменные пилястры, декорированные животными, мифическими фигурами, а также портал. В двадцатом веке здание реконструировали и возвратили ему романский вид.

Церковь святого Виталия

В храме святого Виталия (Chiesa di San Vitale), на strada della Repubblica, можно послушать орган, который считается лучшим в Парме по качеству звучания звука. Хотя первые документальные упоминания о достопримечательности появились в одиннадцатом веке, предания утверждают, что базилику основали на двести лет раньше.

Церковь святого Виталия

Располагался базилика там, где сейчас находится площадь Гарибальди. В XVII ст. церковь стала резиденцией братства Compagnia del Suffragio, – и было принято решение построить другую базилику. Правда, сделали они это немного в стороне. Поэтому находится достопримечательность на strada della Repubblica.

Строительство завершилось в 1676 году, базилику украсили фрески именитых художников, скульптуры. До 1913 года храм принадлежал братству. После этого базилика перешла к городу. Достопримечательность сильно пострадала в 1996 г. от землетрясения. После этого её закрыли на реставрацию и открыли спустя девять лет.

Церковь святого Франциска

Базилика святого Франциска (Chiesa di San Francesco del Prato) расположена на piazzale San Francesco. Монастырь и базилику возле него построили в конце XIII ст. монахи-францисканцы. Спроектирована базилика так, чтобы лучи восходящего солнца освещали апсиду в день зимнего солнцестояния, тогда как в день летнего во время заката они проникали в храм сквозь розетку центрального фасада.

Церковь святого Франциска

Для средневековых жителей это была не просто церковь: здесь хоронили представителей самых знатных семей города. В XV ст. храм расширили, возвели колокольню, новую капеллу.

Когда город захватили войска Наполеона, монастырь распустили, а обитель превратили в тюрьму. Это потребовало перестроек. В результате был разрушен портик, потеряны резные хоры, многие фрески, орган. Появились окна прямоугольной формы.

В одной из капелл была организована тюремная церковь, благодаря чему сохранились фрески Микеланджело Ансельми (Michelangelo Anselmi) и Франческо Рондани (Francesco Rondani).

После того как бывший храм перестал быть тюрьмой, многие помещения так и не отремонтировали. Тем не менее, бывшая обитель до сих пор привлекает внимание посетителей.

Монастырь святого Павла

Бывший монастырь святого Павла (Convento di San Paolo) в Парме размещается на via Melloni в 250 метрах от Кафедральной площади. Дата его основания – 1005 год (с тех времен сохранилась часовня).

Расцвет обители пришелся на XV-XVI ст.: в то время монахинями обители становились представительницы самых знатных семей города. По инициативе аббатисы Чечилии Бергонци (Cecilia Bergonzi) возвели новое помещение, при настоятельнице Джованне да Пьяченца (Giovanna Piacenza) стены обители расписали картинами, украсили скульптурами. С этой целью настоятельница пригласила в абатство Корреджо, – и его фрески на мифологическую тематику являются шедевром ренессансной живописи.

Монастырь святого Павла

В XVIII в. возле монастыря появились церковь и колокольня. Сто лет спустя обитель выкупили власти города, и долгое время здесь размещались разные организации. Сейчас тут библиотека, галерея искусств, исторический институт, выставка деревянных кукол, пинакотека. В музее бывшего монастыря посетители могут осмотреть комнаты, которые дадут представление о том, как жили монахини.

Картезианский монастырь

Картезианский монастырь

Картезианский монастырь (Certosa di Parma) в Парме известен благодаря роману Стендаля «Пармская обитель». По крайней мере, в этом убеждены многие исследователи. Находится он на Strada Viazza di Paradigna: построили обитель возле дороги, что ведет в Мантую (Mantova).

Первый монастырь появился здесь в 1285 году. До наших дней комплекс не сохранился, поскольку был полностью разрушен в XVI ст. в результате военных действий. На восстановление обители ушло две сотни лет.

При планировке храма в основании был предусмотрен греческий крест. В настоящий момент монастырский комплекс включает в себя церковь в стиле барокко (постройка XVII ст.), декорированную изнутри фресками и статуями. Венчают базилику один большой и два малых купола. Возле храма – колокольня, ризница, жилые корпуса, малый и большой двор, хозяйственный постройки.

Музеи и дворцы

Самым известным домом, внутри которого размещается несколько крупных музеев Пармы, является Дворец Пилотта (Palazzo della Pilotta). Интересны будут и дома, которые позволяют понять, как жили представители королевских семей. В том числе жена Наполеона Бонапарта – Мария Луиза: тут не только хранятся предметы быта, но и очень четко передается атмосфера тех лет.

Дворец Пилотта

Дворец Пилотта (Palazzo della Pilotta)

Дворец Пилотта (Palazzo della Pilotta) расположен на piazzale della Pilotta, в полукилометре от Кафедральной площади. Строительство дворцового комплекса начал герцог Оттавио Фарнезе (Ottavio Farnese) в 1522 году.

При постройке дворца герцог планировал соорудить коридор, который соединял бы замок с крепостью на побережье. Вдоль его стен задумывалось разместить конюшни, оружейные, казарменные помещения. В результате дворцовый комплекс стал похожим на форт с толстыми стенами, внутренними дворами, арками. Длилось строительство более сотни лет, но до конца дворец так и не достроили.

Свое название замок приобрел благодаря игре в мяч, которая называлась «pilota» (по правилам напоминает современный сквош). В неё часто играли во внутреннем дворе замка.

Еще при герцоге здесь разместились библиотека, театр, коллекция произведений великих мастеров живописи, которую впоследствии вывезли в Неаполь. Сейчас здесь находятся:

  1. Национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale) – здесь можно увидеть старинные монеты, керамику, драгоценности, мумии;
  2. Театр Фарнезе (Teatro Farnese) – еще во времена герцога он располагался на втором этаже (с 1617 года). Театр сгорел во время пожара в 1944 г., и на его восстановление ушло двадцать лет. Сейчас это роскошное помещение, полностью обитое деревом, в котором ежедневно дают представления. Акустика здесь, по отзывам, превосходна, – и театр очень рекомендуют любители оперы;
  3. Национальная галерея (Galleria Nazionale) – здесь можно увидеть работы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Корреджо (Correggio), Пармиджанино (Parmigianino) и других знаменитых мастеров;
  4. Museo Bodoniano – музей, посвящённый Джамбаттисте Бодони (Giambattista Bodoni), итальянского издателя, известного гравера, художника-шрифтовика, типографа.

Музей Ломбарди

Музей Ломбарди (Museo Lombardi)

Музей Ломбарди (Museo Lombardi) расположен во дворце Palazzo di Riserva на Strada Garibaldi. Здесь представлена история правителей Пармы, прежде всего – последней супруги Наполеона Бонапарта (Napoleone Buonaparte), Марии Луизы (Marie Louise), герцогини Пармской. Она правила городом последние сорок лет своей жизни и пользовалась популярностью у горожан: по инициативе императрицы в Парме построили мосты, школы, больницы, возвели театр.

В музее Ломбарди представлены личные вещи Наполеона и Марии Луизы, предметы быта императрицы, в том числе дорожные наборы с лекарственными препаратами.

Интересна коллекция платьев, портреты членов её семьи, в том числе двух незаконнорожденных детей, о которых долгое время не знал даже отец герцогини Франц II (Francesco II), король Австрии. О тайнах жизни поведают и представленные в экспозиции письма императрицы.

Дом-музей Артурио Тосканини

Дом-музей Артурио Тосканини

Любителям музыки однозначно понравится дом-музей известного итальянского дирижера Артурио Тосканини (1867-1957). Музей известен под названием Casa natale di Arturo Toscanini и расположен на Via Tanzi,13.

Среди экспонатов выставки – личные вещи музыканта: медали, одежда, памятные вещи. При желании можно посмотреть тридцатиминутный концерт в Нью-Йорке, где Артурио Тосканини дирижировал симфоническим оркестром NBC.

Многих поражает душевная атмосфера музея, с любовью составленная экскурсия, а также экскурсовод, который интересно, с экспрессией рассказывает о жизни великого итальянца.

Пинакотека Стуарда

Пинакотека Стуарда

Пинакотека Стуарда (Pinacoteca G Stuard) расположена в бывшей обители святого Павла. Вход с улицы Borgo del Parmigianino, 2 (восточная часть комплекса).

Названа пинакотека в честь Джузеппе Стуарда (Giuseppe Stuard), который жил в начале XIX ст. и был известным коллекционером и меценатом. Его собрание картин и легло в основу выставки: меценат умер бездетным и завещал коллекцию одной благотворительной организации (а это больше двухсот картин).

В бывшем монастырском комплексе коллекция оказалась в 2002 г. Сейчас пинакотека занимает двадцать два выставочных зала, где насчитывается триста экспонатов. Это не только картины, но и рисунки, наброски, гобелены, тематические документы. Посетители здесь могут увидеть творения Бернардо Дадди (Bernardo Daddi), Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo), Паоло ди Джованни Феи (Paolo di Giovanni Fei), Гверчино (Guercino), Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и других мастеров.

Музей китайского искусства и этнографии

Музей китайского искусства и этнографии (Museo d’Arte Cinese ed Etnografico) размещается на Viale San Martino, 8.

Выставка интересна не только для взрослых, но и для детей, поскольку рассказ экскурсовода сопровождается интересным видео и музыкальным сопровождением.

В этом музее представлены монеты, одежда, керамика, инструменты, в том числе и очень древние. На стенах – картины восточных мастеров. Экспонаты не только из Китая: здесь представлены предметы быта американских индейцев (племя кауапо возле Амазонки), африканских народностей.

Герцогский дворец

Герцогский дворец (Palazzo Ducale)

Герцогский дворец (Palazzo Ducale) построен в одноименном парке Parco Ducale, главный вход в который на via dei Farnese. Внутрь попасть туристам непросто, поскольку здесь размещается организация, сотрудники которой отвечают за безопасность ввозимых в Италию продуктов питания.

Замок построил во второй половине XVI ст. герцог Пармский Оттавио Фарнезе: он решил здесь сделать резиденцию. Строительство дворца началось в 1561 г. После этого дом еще не раз переделывали в XVII и XVIII вв. В результате фасад выкрасили в желтый цвет, а замок приобрел классический вид.

Самой знаменитой жительницей замка была Мария Луиза, герцогиня Пармская, жена Наполеона Бонапарта.

Бомбардировки в ходе Второй мировой войны сильно повредили здание, а потому некоторые элементы декора безвозвратно утрачены. На первом этаже можно увидеть картины Чезаре Бальони (Giovanni Baglione). На втором – Зал птиц: здесь в росписях и лепнине представлены 224 птицы работы Бениньо Босси (Benigno Bossi). Также тут есть залы, которые сохранили росписи, отделку и убранство времен герцога Фарнезе, основателя замка.

Дворец Епископа

Дворец Епископа (Palazzo Vescovile или Palazzo del Vescovado) в Парме построен на Кафедральной площади напротив собора. Строительство дворца по заказу местного епископа началось в середине одиннадцатого, закончилось – в конце двенадцатого столетия. Некоторые элементы старой постройки сохранились в северной части здания: это башни и входные двери.

palazzo_del_vescovado__cr

Следующее значительное изменение появилось в пятнадцатом веке: к первому этажу было пристроено крыльцо, перекрашены комнаты, выложен внутренний двор. Были удалены зубчатые стены, а лоджии во дворе оформили в стиле Ренессанса.

В XVIII ст. здание по приказу очередного епископа в фасад здания добавили элементы барокко, пристроили внутреннее крыльцо. Двести лет спустя произошла реконструкция, – и дому вернули средневековую форму.

В настоящее время для посетителей открыт епархиальный музей (Museo Diocesano di Parma), вход со стороны аллеи Епископа (Vicolo del Vescovado). Здесь представлены экспонаты, которые рассказывают о распространении христианства, начиная от римских времен и до средневековья. Среди экспонатов – монеты, керамика, шкатулки, мозаика шестого столетия, обнаруженная во время раскопок на площади Piazza Duomo. Много здесь статуй по христианской тематике: это ангелы, скульптуры Соломона, царицы Савской, Давида, пророка Натана.

Чтобы посетить музей, лучше купить комбинированный билет, рассчитанный на посещение Баптистерия и музея: это обойдется в семь евро, тогда как за отдельный пропуск придется заплатить пять.

Дворец Бозелли

Дворец Бозелли (Palazzo Boselli) построен в восемьсот метрах от Кафедральной площади на strada XXII Luglio, 44. Построен замок в XIV-XV ст., и сейчас пребывает в частной собственности.

Возвели замок по заказу маркиза Бергонцы (Bergonzi). Построили дом вокруг прямоугольного, обрамленного галереями двора, который хорошо сохранился до сих пор. Колоны во дворе сделаны из песчаника, на них нанесен герб маркиза Бергонцы. Помещения внутри замка декорированы фресками и лепниной.

Роду Бергонцы дом принадлежал до 1688 г., когда его выкупил граф Cerati. Последний прямой потомок графа умер бездетным в 1816 г., и замок переходил из рук в руки, пока в 1885 г. не стал собственностью графов из рода Бозелли (Boselli). Представители этого семейства владеют домом до сих пор. В настоящий момент здесь проходят реставрационные работы, но часть замка посетители все же могут увидеть.

Пармский университет

Пармский университет

Гордостью Пармы является его университет – Università degli Studi di Parma. Расположен он на Strada dell’Università, 12. Хоть учебное заведение было основано в 1601 г., уже в 962 г. в городе появилась юридическая школа, в которую съезжались учащиеся со всей Европы.

Сейчас учебное заведение входит в тридцатку лучших вузов мира.

В Пармском университете действует восемнадцать факультетов. Здесь учится тридцать тысяч студентов, для которых в южной части Пармы построен университетский городок.

Королевский театр

Королевский театр (Teatro Regio) в Парме размещен на Strada Giuseppe Garibaldi, 16. К его строительству приступили после того, как Мария-Луиза, герцогиня Пармская, решила, что театр Фарнезе для города слишком мал.

Королевский театр

Возводить Teatro Regio начали в 1821 г., – и уже через восемь лет строительство было закончено. Фасад сделали в стиле неоклассики, залу для зрителей придали овальную форму и оформили в золотисто-белых тонах. Потолок украсили фигуры великих драматургов, а в виде Минервы изобразили Марию-Луизу.

Рассчитан зал был на 1200 зрителей: предусматривались места в партере, на балконах (четыре яруса), галерке, в герцогской ложе.

Когда Мария-Луиза умерла, герцогство перешло к Карлу II Бурбону (Carlo Ludovico di Borbone-Parma) – и театр сменил название на Королевский. Затем его передали на баланс города.

Парки

В Парме очень много парков, садов, посетив которые гости и горожане на природе могут отдохнуть от суеты. Среди них немало таких, чей возраст насчитывает несколько столетий. Самыми известными из них являются Герцогский парк (Parco Ducale), Ботанический сад (Orto botanico di Parma) и Парк Цитадель (Parco Cittadella).

Герцогский парк

Главный вход в Герцогский парк (Parco Ducale) расположен на via dei Farnese, в квартале Oltretorrente. Площадь его превышает двадцать гектаров и являет он собой удивительное сочетание итальянского, французского и английского стилей.

Герцогский парк

История Parco Ducale началась в 1561 году, когда Оттавио Фарнезе решил построить здесь резиденцию и раскинуть вокруг неё сад, оформленный в итальянском стиле, и украсить его фонтанами. Через полтора века здесь появился искусственный пруд. Сейчас в нем живут водные черепахи, утки, гуси, рыба. На маленьком острове установлен фонтан Трианон, который в 1921 г. перенесли сюда из другой герцогской резиденции.

В середине восемнадцатого столетия, когда городом правили пармские Бурбоны (Borbone di Parma), парк оформили на французский манер. В нем установили десять статуй из мрамора, а также скульптурные группы, изображающие героев греческих мифов (сейчас здесь копии). При правлении Марии-Луизы в Parco Ducale появился участок, оформленный в английском стиле. Когда Италия объединилась, парк стал собственностью города.

Ботанический сад

Ботанический сад Пармы (Orto botanico di Parma) находится на Strada Luigi Carlo Farini, 90. Официально его основал профессор ботаники Джамбаттиста Гуатерри (Giambattista Guatteri) в 1770 году.

Но история сада началась раньше, когда герцог Фарнезе в 1630 году выделил медицинскому факультету Пармского университета пространство для выращивания лекарственных растений.

Ботанический сад Пармы

В 1793 году здесь появилась первая оранжерея. Со временем обустроили дендрарий, где посадили редкие виды деревьев и кустарников, а также разбили сад. Затем сделали место для насекомоядных растений, а по инициативе герцогини Мари-Луизы стали выращивать фиалки.

В настоящее время Ботанический сад являет собой тихое и уютное место, где можно спокойно отдохнуть. Поскольку многие растения, что здесь растут, не подписаны, посетители воспринимают ботанический сад как очень красивый парк, где можно хорошо провести время, наслаждаясь видом диковинных трав, цветов, деревьев.

Парк Цитадель

Главный вход в парк Цитадель (Parco Cittadella) расположен на viale delle Rimembranze, 5. Здесь на площади в 120 тыс.м2 разместились спортивные площадки, беговые дорожки, лужайки для пикников. Предусмотрена специальная зона для собак.

Парк Цитадель

Главной изюминкой парка является крепость – Цитадель (Cittadella), которая и дала название парку.

Возвели сооружение в конце шестнадцатого столетия, и по окончании строительства цитадель являла собой оборонный комплекс в форме пятиконечной звезды с бастионами и наполненными водой рвами. Главные ворота строители отделали мрамором, основание – рустом. Внутри форта размещались казарменные помещения, конюшня, а также храм, от которого остался фундамент.

На протяжении столетий герцоги Пармские использовали крепость в качестве казармы или тюрьмы (именно о ней как о тюрьме писал Стендаль в «Пармской обители»). Некоторые помещения сильно пострадали в ходе Второй мировой войны. Поэтому от форта сохранились лишь стены, ворота и рвы с перекинутыми через них мостами, но без воды.

Как добраться

В Парму можно прилететь на самолете: в трех километрах от центра города расположен аэропорт Aeroporto di Parma «Giuseppe Verdi» (PMF). Он принимает рейсы с Рима, Катании, Палермы, Тираны, Лондона. С аэропорта в центр едет автобус или такси.

Из других городов можно на самолете долететь до Болоньи или Милана, после чего добраться в Парму на поезде (дорога займет около часа).

Железнодорожный вокзал размещается недалеко от центра города на площади Piazzale dalla Chiesa. На этой же площади расположен автовокзал, куда приезжают автобусы с региона.

При поездке машиной, следует знать, что в центре движение транспорта запрещено (к счастью, он довольно компактен, поэтому все достопримечательности можно осмотреть пешком).

Вот почему авто следует оставить в подземном паркинге на Viale Toschi или на платной стоянке возле железнодорожного вокзала.

Поделись с друзьями!

Отзывы

О нас
Влюблена в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рада делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире.