Палатинская капелла в Палермо

Палатинская капелла (Capella Palatina) — одна из старейших часовен Палермо, знаковый памятник арабо-норманнского стиля в архитектуре. Была построена в качестве домовой церкви Норманнского дворца (Palazzo dei Normanni) в Палермо и служила местом молитвы для сицилийских королей, а позже — вице-королей. Три ее стены перекрыты дворцовыми постройками, во двор выходит лишь южный фасад, имеющий вид лоджии XVI в. с арками на коринфских колоннах.

История создания

Внутренний двор палаццо Нормани

Палатинская капелла была заложена в 1130 г. указом первого сицилийского короля Рожера II и строилась под его личным руководством следующие десять лет. Над строительством трудились приглашенные в Палермо мастера — арабы и византийцы. Удачное смешение стилей отразило характер и привычки первого сицилийского короля. С детских лет окруженный арабами и греками Рожер, и в зрелом возрасте являл редкий пример веротерпимости и отличной образованности. Качества, которыми не могли похвалиться другие европейские монархи того времени.

План Палатинской капеллы

Полное взаимопонимание заказчика и мастеров имело результатом совершенную архитектуру здания и непревзойденную изысканность внутренней отделки. При Рожере II был сделан редкий для Европы, но привычный для Египта и стран Магриба, резной потолок арабской работы. Также византийские мастера выполнили мозаичное оформление купола, трансепта и главной арки.

Украшение потолка

В дальнейшем отделкой капеллы занимались наследники Рожера II — его сын Вильгельм I и внук Вильгельм II. Большинство исследователей придерживаются мнения, что на этом в работе над капеллой был сделан длительный перерыв вплоть до XV в., когда к власти пришла Арагонская династия. Другие предполагают, что в XIII в. короли из германской династии Гогенштауфен обновляли интерьер часовни. Надпись на стене сообщает о завершении работ при Хуане II Арагонском в 1460 г. В последний раз Палатинская капелла подверглась реконструкции в XVII в. при Филиппе V Бурбоне.

Интерьер

Интерьер капеллы

Палатинская капелла решена архитектурно как базилика из трех нефов, соединенных тремя апсидами, имеет длину 33 м и ширину 13 м. Каждый из боковых нефов отделяется от главного пятью коринфскими колоннами из мрамора и гранита. Каменный пол с богатой инкрустацией выполнен в технике косматеско (римская сборная мозаика) с арабскими мотивами.

Потолок Палатинской капеллы

Потолок украшают фигуры людей и редких животных, запрещенные Шариатом, а также арабская вязь, нехарактерная для христианского храма. Структуру потолка образуют ячейки двух типов: мукарны — кессоны с изображениями пирующих людей, редких растений, птиц и зверей, и лакунары — выемки в форме восьмиугольных звезд, украшенные геометрическим орнаментом и арабесками.

Палатинская капелла - амвон и канделябр

Амвон с двумя разноцветными парапетами  и замысловатый пасхальный подсвечник (композиция из фигур львов, мужчин и цветов), подаренный архиепископом Палермо Гуго по случаю коронации Вильгельма I, считаются жемчужинами средневекового искусства.

Мозаики

Росписи в апсидах капеллы

Старейшие из них относятся к 1143 г. и украшают купол капеллы, а также главную арку и трансепт. В центре купола – изображение Христа Вседержителя с закрытым Евангелием в левой руке, правая благословляет молящихся. В верхней части купола изображены ангелы и архангелы в парадных одеяниях, в нижней – пророки, возвестившие о появлении Мессии. Золотой фон мозаики, свет, льющийся из окон, пробитых у ног ангелов, призваны наводить прихожан на мысли о красоте и славе Царствия Небесного.

Мозаики трансепта изображают сцены Рождества Христова, Преображения, Крещения и воскрешения Лазаря. В нижнем регистре — Вход Спасителя в Иерусалим, лики отцов церкви и святых великомучеников.

Боковой неф  Палатинской капеллы

Второй раз Христов лик встречается в конхе главной апсиды. Здесь его окружают Дева Мария, апостолы и Мария Магдалина. Образ Христа сохранил первозданный вид, остальные элементы мозаики подверглись в XVIII в. неудачной реставрации, нарушившей единство византийского стиля.

С 1154 по 1166 г. местные мастера выполнили в главном нефе цикл мозаик на темы Ветхого Завета (от сотворения мира до лестницы Иакова). В 1166-1189 гг. боковые нефы украсились мозаиками, изображающими сцены из жития святых Петра (северный неф) и Павла (южный неф).

Тронное место в Палатинской капелле

Третье изображение Христа находится над тронным местом. Мозаика выполнена в XV в., но византийская идея о единении и равновесии власти королевской и Божьей, столь близкая королю Рожеру, на Сицилии была еще жива. Сам трон отделан в стиле косматеско и украшен мозаикой с объединенными гербами Сицилии и Арагона.

Интересные факты

Палатинская капелла - Купель

Ги де Мопассан в своем романе «Бродячая жизнь» назвал Палатинскую капеллу «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум».

Русский архитектор А.Н.Померанцев был удостоен в 1887 г. звания академика архитектуры за полное исследование капеллы. Его заслуги — точные чертежи, 172 иллюстрации мозаик капеллы и альбом, содержащий 181 изображение знаменитого потолка.

Палатинская капелла является действующей церковью Палермо, здесь ежедневно проводится месса.

Расположение и часы работы

Палатинская капелла - вход

  • Палатинская капелла располагается внутри Норманнского дворца Палермо (второй этаж), вход для посетителей — с площади Независимости (Piazza Independenza).
  • С понедельника по субботу открыта для посещений с 8.30 до 17.00 (перерыв — с 12.00 до 14.00), в воскресенье — с 8.30 до 12.30.
  • Стоимость билета с пятницы по понедельник и по праздникам 8,5 евро, для граждан стран Евросоюза от 18 до 25 лет — 6,5 евро. Со вторника по четверг — 7 и 5 евро соответственно. Разница обусловлена тем, что в эти дни в залах Норманнского дворца заседает парламент Сицилии, поэтому для гостей они закрыты. Для лиц старше 65 лет билет стоит 5 евро в любой день.
Поделись с друзьями!

Отзывы

О нас
Влюблена в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рада делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире.