Базилика Санта-Мария-Новелла

Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции

Архитектурный комплекс базилики Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) входит в число самых популярных достопримечательностей Флоренции.

Величественное здание храма, выполненное в романско-готическом стиле с элементами, характерными для эпохи раннего Возрождения, широко известно за пределами Италии. Миллионы туристов со всего света приезжают в столицу Тосканы, чтобы воочию увидеть знаменитый памятник истории и архитектуры, и восхититься произведениями искусства XIV-XVI веков, украшающими интерьер базилики.

Где находится достопримечательность

Главная доминиканская церковь Флоренции находится в западной части города, на одноименной площади Piazza Santa Maria Novella, рядом с центральным железнодорожным вокзалом. Здесь расположен центральный вход в здание храмового комплекса. Задний фасад базилики, отличающийся суровыми и лаконичными чертами готического стиля, выходит на площадь Piazza della Stazione.

  • Официальный сайт базилики: www.smn.it

Билеты и время работы

Базилика Санта-Мария-Новелла открыта для посещений с понедельника до субботы с 09:00 до 17:30, а в воскресенье с 13:00 до 17:30. В период с апреля по сентябрь храм работает до 18:30-19:00. Билетные кассы закрываются за 45 минут до окончания работы.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Взрослый билет стоит 10 евро, молодежи с 11 до 18 лет – 7,5 евро, детям до 10 лет включительно – вход бесплатный.

В даты религиозных праздников: 1 и 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 и 25 декабря и католическую Пасху – храм открыт до 13:00 только для верующих, проводятся торжественные богослужения.

Экскурсии

Рекомендую посещать базилику Санта-Мария-Новелла с индивидуальной экскурсией. Стоимость 150 евро, продолжительность около 2,5 часов.

Во время индивидуальной экскурсии по базилике вы узнаете:

  1. Почему на фасаде церкви «плывёт кораблик»
  2. Что такое перспектива и для чего она нужна
  3. Когда начинался флорентийский Новый Год
  4. У кого и как учился юный Микеланджело
  5. О чем поспорили Донателло и Брунеллески
  6. Какое отношение имеет эта базилика Санта Мария Новелла к православию
  7. Как лечились в средние века
  8. Где и почему появились первые в Европе ароматы
  9. Как назвали французы Катерину Медичи
  10. Почему самый известный флорентийский ликер ярко-алого цвета.

ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС

История строительства

Еще в IX столетии на месте, где сейчас находится базилика Санта-Мария-Новелла, располагался небольшой ораторий. В начале XIII века монахи доминиканского ордера приняли решение построить взамен старинного молитвенного дома новый храм и возвести рядом с ним монастырь. Примерно в 1246 году был заложен первый камень будущей базилики, а спустя 30 лет закончилось сооружение нефов.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Строительство осуществлялось чрезвычайно медленно из-за отсутствия должного финансирования. Помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордера, и 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами появились лишь к 1360 году. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор, Фра Якопо (Джакопо) Таленти (Jacopo Talenti).

Благодаря финансовому участию купца Мико (Буонамико) де Гвидалотти, сделавшего ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула (часовня получила свое название лишь в 1566 году, после венчания здесь герцога Козимо I (Cosimo I de Medici) и Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo), и была выделена для богослужений испанской общины).

Автор цикла фресок, повествующих о становлении церкви и важных библейских событиях – живописец Андреа Бонайути (Andrea Bonaiuti). Единый монументальный ансамбль, охватывающий все стены и свод капеллы, великолепно сохранился до наших дней.

Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись еще не несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи (Rucellai). В 1420 году в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение.

В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора, писателя и ученого Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).

По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счет ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству храма.

Вот хорошее видео на английском языке с интересными фактами про фасад церкви, всем любителем архитектуры рекомендую:

Спустя век, в период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами руководил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), популярный архитектор, живописец и искусствовед эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции, представителей влиятельного клана Медичи. По проектам, созданным мастером, были немного сужены огромные, готические окна. Вазари восстановил боковые алтари и изменил ограждение хора.

Художник распорядился также замазать белилами большую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их морально устаревшими. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований Вазари, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти Мазаччо (Masaccio). Внушительных размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы.

Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр, монастырские помещения и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса.

Невероятной красоты здание никогда не подвергалось нападениям и разграблению. Великолепный интерьер, созданный гениальными итальянскими мастерами XIV-XVI веков, сохранился в первозданном виде.

Внутреннее убранство и шедевры искусства, украшающие базилику

В интерьере храма нефы образуют гармоничное, выразительное и объемное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь. Потолок оформлен в готическом стиле и украшен инкрустациями из белого и темно-зеленого натурального камня. Боковые стены декорированы яркими витражами, картинами и фресками с изображением Девы Марии и Христа.

В зале, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест», станковое произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) в период между 1290 и 1300 годами.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Главный алтарь, установленный в центральной части базилики, считается одним из самых красивых во Флоренции. Рядом с ним, в капелле Гонди (Cappella Gondi), – скульптурная работа «Распятие» (1410 – 1414 годы), вырезанная из дерева молодым мастером Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Тело Спасителя представлено обнажённым, без набедренной повязки, что противоречит традиционным церковным канонам. Здесь же можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок.

Каждая из капелл базилики по-своему уникальна. К созданию шедевров живописи и скульптуры, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как:

  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Джамболонья (Giambologna);
  • Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi);
  • Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo);
  • Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti);
  • Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino) и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты.

Интересные факты

Многовековая история базилики Санта-Мария-Новелла содержит большое число занимательных фактов, в число которых входят:

  1. Одна из фамильных часовен храма, капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova), была построена на средства Томмазо Строцци. Заказчик пожертвовал огромные деньги в надежде искупить грех ростовщичества. Фресковые росписи «Страшный суд», «Ад» и «Рай», выполненные в соответствии со структурой «Божественной комедии» Данте, принадлежат кисти флорентийского художника Нардо ди Чоне (Nardo di Cione).
  2. Стены и своды самой большой часовни, капеллы Торнабуони (Cappella Tornabuoni), украшены циклом фресок, площадью 580 кв. м.
    Базилика Санта-Мария-Новелла
    Автором масштабного произведения был Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Вместе со своими учениками художник трудился в течение 5 лет (1485 – 1490 годы). Работа осуществлялась по заказу управляющего банком Медичи, известного покровителя искусств, Джованни Торнабуони (Giovanni Tornabuoni). Этот факт объясняет, почему помимо библейских образов на всех фресках присутствуют портреты членов семьи мецената и людей, приближенных к Лоренцо Великолепному (Lorenzo de Medici il Magnifico), правителю Флоренции.
  3. Базилика Санта-Мария-Новелла стала местом, где разворачивались события прославленного сборника новелл «Декамерон», написанного в 1352-1354 годах. По замыслу Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), автора величайшего произведения эпохи раннего Возрождения, герои встретились в стенах капеллы Строцци (Cappella Strozzi) прежде чем покинуть Флоренцию, охваченную эпидемией смертоносной чумы.
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru