Итальянский ученый Эудженио Ла Рокка доказал, что окулус в куполе Пантеона использовался императором Августом вместо театрального софита.
Только представьте, какое впечатление на зрителей производила картина императора Августа, освещаемого солнечными лучами, как театральными софитами, именно в тот момент, когда он переступал порог храма!
За кулисы уникального астрономического спектакля заглянул Эудженио Ла Рокка (Eugenio La Rocca), историк-смотритель за культурными ценностями римской коммуны, профессор римского университета LaSapienza и куратор популярной выставки «Август» в конюшнях Квиринальского дворца (Scuderie del Quirinale). Он пришел к выводу, что эффектное шоу, поставленное по проекту первого императора Рима, было хорошо отработано, но показывалось лишь один день в году. Правда, эта дата была выбрана неслучайно (в Древнем Риме ни одно сооружение не строилось просто так). 21 апреля, полдень – символический момент, возвращающий участников к рождению Рима, основанию Вечного города по повелению Ромула.
Вплоть до сегодняшнего дня удивительный купол Пантеона до конца не исследован и окутан легендами и загадочными фактами, связанными с «окулусом» – единственным круглым окошком (диаметром в 9 метров), расположенным в центре гигантского купола. И все же окулус имеет очевидное архео-астрономическое значение – Ла Рокка снова доказал это в своем научном труде, используя при этом ранее неизвестные археологические открытия. Презентация работы под названием «Август на средневековом Марсовом поле» прошла 5 марта в библиотеке Валличельяна (Vallicelliana) во время специальной конференции.
«Солнечные лучи, проходя через окулус, освещали стены храма, как самые настоящие театральные софиты. Причем, в определенные дни и часы они попадали на определенные ниши, символизирующие различные события и явления, − рассказывает Ла Рокка. – Но именно 21 апреля, в день основания Рима, столб света указывал на входную дверь Пантеона: ровно в полдень, как в древности, так и сейчас, солнечные лучи попадают в самый центр дверного проема».
О связи солнечного феномена с императором Августом свидетельствуют недавние раскопки древней лестницы в храм, расположенной напротив Пантеона: «Археологические находки свидетельствуют о том, что перестроенный Адрианом Пантеон, такой, каким мы видим его сейчас, сохранил свою ориентацию на север. От августовского здания осталась также и монументальная бронзовая дверь. Поэтому есть существенные причины считать, что и феномен с солнечными лучами существовал еще при Августе». Зачем же была нужна такая мизансцена?
Ла Рокка рассуждает: «Это была политическая программа Августа. Он представал перед народом, как новый основатель города, символ мира».