Площадь Навона в Риме

Площадь Навона (Piazza Navona) – это, безо всякого сомнения, самый элегантный и солнечный уголок в Риме. В античные времена этот участок столичной земли занимал стадион для атлетических состязаний. А современные гости Рима смогут взглянуть  на роскошные барочные фонтаны и посетить средневековые храмы.

История

В 80 году н.э. в Риме был построен стадион Домициана (Stadio di Domiziano). Эта постройка являлась подарком императора Тита Флавия (лат. Titus Flavius Domitianus) жителям столицы. Чаще всего она использовалась для проведения спортивных мероприятий.

stadio-di-domiziano

Второе название стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «состязание»). Именно этому термину площадь Навона и обязана своим названием. В первые века нашей эры стадион назывался «campus agonis», ближе к Средним векам этот термин трансформировался в «n’agone». В конечном итоге название упростилось до «navona».

Античный стадион имел внушительные размеры: 275 на 106 метров, число зрителей  — 15 тысяч! Постройка была богато украшена изнутри и снаружи. В арках вокруг стадиона располагалась лоточная торговля и развлекательные заведения. Примечателен тот факт, что один из публичных домов у стадиона в последствие превратился в церковь.

Раннехристианский период

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore)

На северной стороне пьяцца Навона стоит церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре . Церковь, посвященная Деве Марии, была возведена на руинах стадиона Домициана в XII столетии. Деньги на строительство храма были завещаны королем Фердинандом III Кастильским (Ferdinand III). С XVI по XVII века базилика имела статус национальной испанской церкви в Риме.

Nostra-Signora-del-Sacro-Cuore

В XIX столетии благодаря усилиям папы Льва XIII церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была отреставрирована. Вход в здание был перенесен с внутренних столичных улиц на площадь Навона. Убранство церковного алтаря и многие картины внутри храма были выполнены ренессансным живописцем Франциско де Костелло (Francisco de Castello).

Эпоха барокко

Площадь Навона – это самый выдающийся образец барокко, который только можно найти в Риме. Эпоха барокко в этот уголок столицы пришла благодаря семейству Памфили (Pamphilj). Еще в конце XV века один из представителей этой семьи выкупит три старинных дома, стоящих на площади. Спустя полтора столетия Джамбаттиста Памфили (Giambattista Pamphili) принимает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X.

Palazzo-Pamphilj

Папа решил выстроить семейный дворец в южной части пьяцца Навона. С этой целью он нанимает барочного архитектора – Джироламо Райнвльди (Girolamo Rainaldi). Благодаря этому мастеру палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj) приобрел столь элегантный фасад. Внутренним убранством дворца занимался уже Франческо Борромини (Francesco Borromini). Папа презентовал великолепный римский особняк своей родственнице — Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini).

Палаццо Памфили может похвастаться 23 залами и прекрасной галереей, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками кисти Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona). А в 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. На сегодняшний день в здании дворца размещается посольство Бразилии.

Легенда об Агнессе Римской

Существует занимательная история о жизни римской девушки по имени Агнесса (лат. Agness). Прекрасная дева жила в Риме в III веке н.э., она приняла христианскую веру и готовилась полностью посвятить себя церкви. На беду, в нее был влюблен римский префект, который и слышать не хотел об отказе. Разозлившись на благочестивую Агнессу, чиновник велел раздеть ее и отправить в таком виде в публичный дом, что процветал у стадиона Домициана.

Заступники не оставили Агнессу в трудный час, ее распущенные волосы помогли укрыться от горящих глаз толпы. Ангелы принесли белоснежное одеяние, в которое облачилась верующая христианка. В борделе девушка также оказалась под защитой веры, все римляне с позором покидали комнату пленницы. В январе 304 года несломленная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.

В середине XVII века на том самом месте, где располагался древний дом терпимости, в честь Агнессы Римской был выстроен храм. Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) – изящная белоснежная базилика, выполненная в барочном стиле.

Sant-Agnese-in-Agone

Фасад церкви смотрит на пьяцца Навона, приглашая путешественников заглянуть вовнутрь. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.

Фонтаны

Пьяцца Навона в Риме украшена тремя барочными фонтанами.

Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi)

По центру площади размещен Фонтан Четырех Рек, в котором плещутся воды древнего римского акведука. Его построил в 1648-51 гг. Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Изначально в центре площади был установлена имитация древнеегипетского обелиска. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем, талантливый архитектор нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.

Бернини против Борромини

Подлинным украшением площади служит храм Святой Агнессы, искусно декорированный барочной вязью. Базилика была построена по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini). Напротив фасада церкви находится наиболее впечатляющий из трех источников – Фонтан Четрых Рек. Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество.

Среди римских гидов популярна легенда о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана.

На самом же деле, фонтан был построен на 21 год раньше, чем церковь. Поэтому, злой умысел со стороны Бернини – явная выдумка. Как, впрочем, и чрезмерная строгость лика Агнессы Римской. Хотя, стоит признать, легенда вышла весьма занимательная.

Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno)

Fontana-del-Nettuno

На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна. Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).

Фонтан Мавра (Fontana del Moro)

Fontana-del-Moro-Navona-1

В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.

Fontana-del-Moro-Navona-2

По заказу Олимпии Майдалькини фонтан приобрел больше светского лоска. По центру фонтана выросла фигура мавра, состязающегося с дельфином.

Дворец Браски

Дворец Браски (Palazzo Braschi) появился в Риме в 1792 году. Близкий родственник папы Пия VI решил обзавестись фамильным палаццо с видом на площадь Навона. Козимо Морелли (Cosimo Morelli) разработал архитектурный проект и стал куратором строительства особняка. Однако вторжение Бонапарта заморозило отделочные работы до 1811 года. Семья Браски утратила свои права на палаццо, а правительство Италии долго не могло найти применения роскошной постройке.

Начиная с 1949 года Палаццо Браски использовался в качестве убежища для 300 итальянских семей. В 1952 году дворец получил статус музея Рима. Примечательно, что у здания стоит одна из древних римских «говорящих» статуй, датированная II веком до н.э. Фигура под названием Пасквино (Pasquino) в свое время выражала отношение простых римлян к официальной власти. В Средние века подножье статуи превратилось в анонимную доску для доносов-пасквилей.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00, стоимость билета – 9 евро. Официальный сайт: www.museodiroma.it/sede/palazzo_braschi

Современная жизнь площади

Еще с античных времен у стадиона Домициана проводились ярмарки и различные турниры. В Средние века пьяцца Навона стала местом проведения религиозных шествий и празднеств. С XV века сроком на 4 столетия площадь становится местом проведения еженедельных ярмарок.

В настоящее время площадь Навона раз в год принимает у себя рождественскую ярмарку «Befana di piazza Navona». В остальное время этот уголок столицы облюбован туристами, желающими взглянуть на барочные фонтаны и огромный обелиск. Сувенирные лавки, расположенные вдоль площади, помогут гостям города сохранить воспоминания о Риме и его красотах.

Как добраться

Добраться до Piazza Navona очень просто, так как она расположена в окружении главных римских достопримечательностей.

  • От замка святого Ангела: пройдите вдоль набережной в направлении дворца Правосудия, перейдите Тибр по мосту Umberto I, продолжайте прогулку по улице Via Giuseppe Zanardelli и вы окажитесь в северной части площади у фонтана Мавра. Время в пути: 15 минут.
  • От Пантеона: на самом деле идти от Пантеона до Навоны всего 500 метров, ваша задача выбраться правильное направление, ориентируясь на указатели.
Поделись с друзьями!

Отзывы

  • http://facebook.com/profile.php?id=100003398141845 Bèddablè Innèle

    Одно из любимых мест вечером

Советуем почитать

картины Караваджо в Риме

Где посмотреть картины Караваджо в Риме?

Знаменитый итальянский художник, Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio) известен как самый ...

О нас
Влюблена в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рада делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире.