Фонтан черепах в Риме

Фонтан четырех черепах (Fontane delle Tartarughe) находится в центре Рима, на площади Маттеи (Piazza Mattei). Считается одним из красивейших фонтанов в Риме. Несмотря на местоположение, площадь и фонтан не так легко найти, ведь они расположены в римском гетто, районе, изолированным от города до 1870 года. Фонтан находится почти на границе с воротами, некогда отделявшими город от закрытого еврейского района.

Фонтан четырех черепах в Риме

Когда и зачем создан

Фонтан был построен в 1580—1588 годы. В 1570 году закончилось восстановление древнейшего акведука Аква Вирго (dell’Aqua Virgo). Начались работы по созданию подземных ответвлений канала, чтобы добраться до площади на Марсовом поле (Campo Marzio, лат. Campus Martius), к самым густонаселенным районам Рима. Была запланирована постройка 18 фонтанов, однако фонтан черепах среди них не значился. Итальянский дворянин, член конгресса, принимавшего решения о водоснабжении, Муций Маттеи (Muzio Mattei) настоял на том, чтобы обеспечить гетто новым фонтаном и обязался содействовать финансово.

Семья Маттеи

Из окон дворца Маттеи открывается вид на фонтан

В отличие от других фонтанов того же периода фонтан был построен под патронажем не папы Григория XIII, а семьи Маттеи. Богатейшая династия меценатов, коммерсантов и духовных деятелей (восемь кардиналов Ватикана – из рода Маттеи) владела кварталом, носившим имя «остров Маттеи», ключами от гетто, частично расположенного на принадлежащих им землях, а также множеством зданий, в числе которых три дворца. Среди них и дворец Маттеи (Рalazzo Mattei Di Giove), из окон которого открывается вид на фонтан. С 1938 года, когда дворец выкупило государство, он открыт посетителям. Здесь расположены: Библиотека, Министерство Культурного Наследия и Институт современной истории.

Александр VII

В 1658 году были добавлены четыре черепахи

Однако служители Ватикана не оставляли своим вниманием фонтан. В 1658 году по приказу папы Александра VII, содействовавшего созданию многих архитектурных сооружений, были добавлены четыре черепахи, их декоративное решение приписывают Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 – 1680) или Андреа Сакки (Andrea Sacchi, 1599 – 1661). В память об этой реставрации, не только изменившей внешний облик и название фонтана, но и решившей проблему недостаточного напора воды, в основании между раковинами можно увидеть свиток, на котором указано – ALEXANDER VII.

История и художественное решение

Фонтан приобрел свое современное название только после реконструкции папой Александром VII. Изначально черепах не было, на их месте были дельфины, такие же, каких сегодня можно видеть внизу.

Устройство фонтана типично для того времени: пьедестал, на нем шар, вокруг квадратный бассейн, в нем – четыре огромные раковины. Вода из центра попадает в раковины, а также в основной бассейн. Отличительная особенность – декор. Впервые фонтан был украшен так изысканно. На этом также настоял Муций Маттеи, наняв для художественных работ никому не известного мастера – Таддео Ландини (Taddeo Landini, 1550-1596). Фигуры четырех юношей и восьми дельфинов были изготовлены из бронзы. Это тоже была инновация. Обычно украшения фонтанов изготавливались из более дешевого мрамора. Сочетание бронзовых фигур с мраморной основой также несет художественную нагрузку.

Декоративное решение впечатляет: динамичные, полностью обнаженные фигуры молодых мужчин, оседлавшие дельфинов, поддерживают гигантскую чашу. Экспрессия, напор, изящество.

Чуть позднее четырех дельфинов перенесли в фонтан Террина (Fontana della Terrina), потом к церкви Санта-Мария-ин-Валичелла (Chiesa Nuova), так как поступавшей самопроизвольно воды не хватало для полноценной работы всех фигур. После этого композиция стала казаться незаконченной, юноши протягивали руки в пустоту. Во время реконструкции 1658-1659 годов места заполнили черепахами.

Натуралистичные скульптуры черепах работы Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 – 1680) привлекали внимание любителей искусства. Бронзовых пресмыкающихся неоднократно похищали, в 1944 году были украдены все 4 черепахи. Позднее их нашли и вернули на место. После очередной кражи одной из черепах в 1979 году три оставшихся оригинала отправились на хранение в Капитолийские музеи (Musei Capitolini). На фонтане представлены точные копии.

Архитектор и скульптор

Проект фонтана разработан Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1532 — 1602) – римским архитектором и скульптором. Работал в стиле маньеризм. Для маньеризма характерны: эротизм, духовность, взвинченность, деформирование линий, напряженность, необычность.

Элементы стиля есть у Тициана, Тинторетто, Рафаэля Санти, Микеланджело. Автором фонтана черепах в 17 веке часто ошибочно считали последних двух.

Другие известные работы Джакомо делла Порта сосредоточеные в Риме:

  1. Главный купол собора Святого Петра (Basilica di San Pietro);
  2. Церковь Иль-Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù);
  3. Университет Сапиенца (Sapienza Università di Roma);
  4. Вилла Альдобрандини (Villa Aldobrandini).

Скульптуры юношей и дельфинов выполнил Таддео Ландини

Скульптуры юношей и дельфинов выполнил молодой флорентийский скульптор Таддео Ландини (Taddeo Landini). Это была его первая и наиболее значительная работа, благодаря которой он стал известен.

Лоренцо Бернини принимал участие в создании черепах только предположительно, но для этой версии есть серьезные основание, так как именно ему активно покровительствовал папа Александр VII.

Легенда

Источник легенды неизвестен и перекликается с сюжетами многочисленных сказок, где главный герой, обычно недотепа или парень из народа, добивается руки красавицы, совершая чудеса, вроде строительства моста за одну ночь. Изложений легенды много, суть сводится к следующему:

Один из герцогов Маттеи был страстным игроком. Проиграв свое имение и оставшись без средств к существованию, он упал в глазах одного богатого землевладельца, и тот запретил своей дочери выходить замуж за человека, хотя и благородного, но «с ветром в голове». Чтобы реабилитироваться и доказать, что он способен создавать так же быстро, как и терять, герцог пригласил вечером к себе несговорчивого сквайра. Проходит ночь, полная развлечений, а наутро герцог проводит гостя к окну: там чудо, построенное им всего за одну ночь, ведь вечером фонтана не было. Пораженный отец отдает ему руку дочери. Позднее герцог приказывает замуровать окно.

Фонтан четырех черепах в ночное время

В действительности дворец Маттеи был построен позже фонтана – в 1616 году. Однако для рождения легенды есть основания:

  1. Семья Маттеи принимала серьезнейшее участие в судьбе фонтана, на протяжении нескольких веков покровительствуя ему;
  2. Фонтан и впрямь смотрится очень красиво из окон дворца, в чем сегодня может убедиться любой желающий, вход в дворец свободен, а окна, если и были когда-то замурованы, давно открыты.

Символика

Есть мнение что дельфины, сопровождаемые черепахами, являются символом девиза «Торопись медленно» (греч. Speude bradeôs), любимого выражения римского императора Октавиана Августа.

Также прослеживают связь с мифом о Юпитере и Ганимеде. В пользу этой версии говорят следующие факты:

  1. Фонтан спонсировал герцог, которого звали Giove (ит. – Юпитер);
  2. Черепахи были добавлены спустя 70 лет и не имеют отношения к оригинальной идее;
  3. Характерные динамичные позы юношей, с рукой, поднятой вверх, и согнутым противоположным коленом, обнаженные тела, их молодость, минимум атрибутов. Все это традиционно использовалось ранее для изображения Ганимеда, уносимого орлом.

В скульптуре прослеживается связь с мифом о Юпитере и Ганимеде

Краткое изложение мифа: миф представляет собой римскую версию одного из любовных похождений Зевса (Юпитера). Юпитер, увидев красавца Ганимеда, пасшего овец, сразу полюбил его, и превратился в орла, чтобы спуститься на землю. Орел-Юпитер похитил юношу, и сделал его своим любовником. В дальнейшем Ганимед стал полубогом.

Есть ряд документальных доказательств, что семья Маттеи, покровительствовавшая искусству, была хорошо знакома с воплощениями Ганимеда (например, Ganymede by Baldassarre Peruzzi, Villa Farnesina, 1541).

Почему черепахи

Вызывает удивление, почему именно черепахи были выбраны вместо покинувших фонтан мифических дельфинов? Черепахи не были широко используемым иконографическим элементом. Предположительный автор черепах Лоренцо Бернини вращался в среде ученых, знавших о синкретической (нерасчлененной) связи между черепахой и мифом о Юпитере и Ганимеде. Отсюда выбор этих существ может быть закономерным.

Фонтан в искусстве

Фонтан быстро завоевал популярность и привлекал внимание деятелей искусства.

  1. Его детально изображал Джованни Батиста Фальда (Giovanni Battista Falda, 1640-1678), итальянский гравер, запечатлевший архитектуру и планировку Рима XVII века;
  2. Бродский упоминает его в стихотворении «Пьяцца Маттеи»: «Я пил из этого фонтана в ущелье Рима…»;
  3. В заключительной сцене итальянского гангстерского сериала Romanzo criminale (2008-2010) героя del Freddo убили на площади Маттеи и бросили в фонтан черепах.

Как добраться

Найти фонтан черепах очень просто, так как он находится в самом центре Рима. Достопримечательности рядом:

На Piazza Mattei мы посещаем во время наших прогулок на рассвете, а также тут начинаются наши экскурсии на сигвеях по Риму.

Поделись с друзьями!

Отзывы

О нас
Влюблена в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рада делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире.