Что в Риме нужно смотреть с гидом? Пост юмора и советов от самих гидов 

Что посмотреть в Риме с гидом

Это не реклама. Это пост, рожденный долгими размышлениями по теме + очень полезными отзывами от туристов, которые посещали Рим самостоятельно как с книжкой/аудиогидом в руках, так и с частным гидом. Поэтому скромно опишу 3 пункта в моем личном списке must see достопримечательностей, которые я бы посетила c живым человеком, а не с книгой.

Античный Рим

Смотреть античность без гида – можно. Понять – не всегда. Почему? На все есть свои причины. Ну вот, например: однажды я приехала в Рим и пошла осматривать Колизей и римский форум. Я была подготовлена, и со мной был отличнейший путеводитель. Он был прекрасен и незануден. Я останавливалась у всех храмов и развалин, и читала отрывки из книжки.

На 20-й минуте этого «экзерсиса» я захлопнула самый интересный в мире путеводитель, сфотографировала по-быстрому всё, что смогла, и ушла восвояси. А я [на минуточку!] историк искусства, и в принципе любитель истории и археологии. Просто одно дело – сидеть дома с книжкой и схемами-планами, и совсем другое – наслаждаться прогулкой и ловить этот момент получения кайфа и восторг от самого факта, что я сейчас в Риме, вау вау вау!!!

Не знаю, как чувствуют себя в этот момент другие «стойкие оловянные солдатики», но я буквально тухну от чтения книжки, когда вокруг меня есть солнце, голубое небо, зеленые пинии и прочая красота. И здесь ответ на вопрос «Зачем мне гид?» напрашивается сам собой: хороший гид не просто расставит все акценты, но еще и интересно расскажет, покажет реконструкции античных построек в первозданном виде, объяснит, как все было и почему сейчас выглядит вот так. Но самое главное – хороший гид выстроит более-менее связную картинку в рассказе. Задача гида – пробудить интерес, утолить жажду, но прежде всего (я считаю) — выстроить в голове человека некую систему что откуда взялось, куда подевалось,  вообще зачем это всё.

Вообще лучший ориентир для любого гида перед проведением экскурсии –  это честно самим себе ответить кратко  и тезисно на вопросы «Почему ЭТО – круто? Почему я должен заставлять клиентов смотреть на это? почему это must see?». А потом просто раскрываете на экскурсии тезисы. Вот вам и «главные слова».

Еще один пример. Представьте себя в Древней Остии или  на раскопках в Помпеях. Да, пейзажи. Да, круто и величественно. Передо мной куча каких-то прекрасных развалин, только ничего не понятно. И даже табличек толковых с подписями нет. Да, есть карта. Но далеко не все мы прекрасные картографы и следопыты, поэтому всем НеАрагорнам гид в огромном раскопанном городе поможет не просто расставить акценты, но и вообще сориентировать на местности. И сэкономить массу драгоценного времени.

Рекомендуемые экскурсии по античному Риму:

Галерея Боргезе

Если вы не скульптор и не художник, то гид в галерее Боргезе вам точно не помешает. Аудиогидов на русском языке там нет, поэтому или читайте все заранее хотя бы о Бернини и Караваджо, или приготовьтесь трепещать перед шедеврами, не всегда понимая, куда там нужно смотреть еще, кроме всем известных ракурсов и деталей.

И, тем не менее, даже художникам и людям из сферы искусства часто неизвестны всякие классные подробности историй шедевров, поэтому экскурсия в Боргезе с гидом – это всегда актуально и увлекательно. Если, конечно, гид не зануда.

Я вижу эту экскурсию вот как: погружение в эпоху, ее нравы, рассказ о том, для чего и зачем строилась галерея, как и собственно вся вилла. Не рассказать историю хозяина галереи – это преступление: личность папского племянника – это ключ к пониманию формирования коллекции. Полезно будет также освежить некоторые сюжеты картин и скульптур – не все же спят с Библией или Овидием в обнимку  Полезно также рассказать кое-какие технические вещи, но без перебора. Только если публика очень просит. Гид отличается от историка искусства тем, что гид должен быть хороший и интересный storyteller, рассказчик. 

Гид должен сделать так, чтобы даже самый далекий от искусства человек не просто восхитился, а через ваши истории ЗАПОМНИЛ действительно важные вещи. И пронес их в своем сердце через километры, и – в идеале – на многие годы вперед.

Очень важна, на мой взгляд, осознанная подача материала: что мы смотрим, почему именно это, с каких позиций мы это смотрим. Если цель экскурсии не поставлена изначально и четко не обрисована, то на выходе в голове у клиента будут каша, сумбур, и анархия тараканов-революционеров, свергнувших царя.

Ватиканские музеи

С Ватиканом все вообще сложно. Для начала клиенту неплохо бы почитать, что такое Ватикан и с чем его едят (хотите ли вы попасть в сады, в музеи, или же только в собор св. Петра). Если вы уже определились, что вы конкретно хотите посмотреть в Ватикане, и выбор пал на МУЗЕИ, то у вас есть 2 альтернативы:

  1. посмотреть все самим с аудиогидом в руках, сгинуть в чреве музеев на весь день, и в итоге выползти из них, когда котелок уже совсем не варит;
  2. или же делегировать этот организационный геморрой человеку, который – да, возьмет за это гонорар, НО сэкономит ваше время, так как: а) знает, куда идти; б) правильно расставит акценты, что важно посмотреть, а что можно пропустить; в) логично, интересно и с картинками расскажет, чем же так крута Сикстинская капелла и вот это всё.

По опыту скажу, что даже самые лютые звери-искусствоведы на 5-6 часу в музеях стухают так, что уже не хочется ни.че.го. Ну разве что бокал Джека. Который Дэниэлс. В формате #дайтедва.

  • Рекомендуемые экскурсии с посещением Ватикана находятся в этом разделе.

Прогулку по Трастевере или по городу исключительно только с гидом здесь рекомендовать не буду, потому что у всех на осмотр города разные взгляды, и кто-то хочет самостоятельно открывать новое и дышать этим городом, а кому-то круче делать это в компании человека, который может рассказать кучу полезного и интересного + разбавить стандартные достопримечательности фишками, которые знают только местные. Но выбор опять же за клиентом.

Теперь поговорим обо мне. Вот я – гид. Почему бы я взяла экскурсии для себя в других городах, и какие именно?

Я на отдыхе. Более няшного клиента, чем я, просто сложно представить: я со всем согласна, подпишусь на любой кипиш, мне ваще все нравится. Я не умничаю. Я слушаю вполуха, но очень убедительно поддакиваю (большой опыт в семье, поверьте). Заплачу сколько скажут. Не делаю мозг с логистикой и расписанием.

Перед поездками, особенно перед краткосрочными вылазками в Европу, я ничего не читаю из истории города и страны. Даже не пишу список must see. Я настолько профдеформирована, что хочу выключить в себе и гида и искусствоведа в отпуске. Мне плевать на миллиарды картин, музеев, церквей, раскопок, я не ставлю невыполнимые задачи и лучше посмотрю меньше, но лучше. 

Если же я планирую в сжатые сроки посмотреть что-то очень запавшее мне в душу, я часто ищу интересных людей в этом городе и прошу их всё организовать. Я делегирую эту обязанность другому человеку, и готова за это платить. Потому что для меня самое ценное в отпуске – это мое время. Мне лень тратить свое время на форумах в поисках всяких лайфхаков типа «как сэкономить 3 копейки на билете или поездке на автобусе туда-то».

Вместе с тем мне нравится «дышать» городом, бродить по улочкам, фотографировать дверные ручки и людей, есть вкусняшки. Будет по пути стоящая церковь или музей – замечательно, но специально я по церквям, даже с миллиардом шедевров, не пойду. Гидов для прогулок по городу стараюсь искать не в агентствах, а находить в интернете или инстаграме веселых и креативных ребят, которые провели бы меня по всяким крутым местам вроде крыш и подземелий, подворотен и переулков, куда сама бы точно фиг зашла. В музеи тоже наверное охотно пошла бы с интересным рассказчиком, правда, за 2-3 дня в городе очередь музеев, как правило, не наступает. Музеи – это повод вернуться, если речь, конечно, не идет о чем-то ну ооочень выдающемся. Мне очень нелегко было перейти к этой схеме. Но иногда мы меняемся, а вместе с нами и наши приоритеты.

Ну, вздрогнули. Поумничала немного, и как миленькая снова пошла работать

Тепла вам. Солнечного и человеческого.

Ваша М.

Поделись с друзьями!

Отзывы

О нас
Марина Богачева
Я музыкант и искусствовед, живу в вечном городе уже несколько лет и совершенно влюблена в свою работу. Обожаю гулять по городу, открывая каждый раз в старом здании какую-то новую деталь, узнавать новое о Риме и об Италии и делиться им с путешественниками. Любимые хобби - треккинг, спелестология, игра на бас-гитаре в свободное время, и последний проект - работаю вместе с несколькими авторами над книгой, посвященной разнице культур и в частности, адаптации  русскоговорящих эмигрантов в Италии.
Рейтинг@Mail.ru