Санта-Мария-делла-Виттория (Santa Maria della Vittoria) – это церковь в Риме (Roma), имеющая статус титулярной. Титулярной церковью заведует кардинал-священник, входящий в Коллегию кардиналов, являющийся почетным членом римского духовенства.
Санта-Мария-делла-Виттория находится на попечении кардинала-архиепископа города Бостон Шона Патрика О’Мелли (Seán Patrick O’Malley), получившего титул этой церкви и сан кардинала в 2006 году. На мемориальной доске в церкви написано имя и размещен герб этого кардинала.
Содержание
История постройки
Церковь начали строить в 1605 году в честь Святого Павла монахи ордена босоногих кармелитов, имеющие статус нищенствующих и известные своей аскетической жизнью (непрестанная молитва, молчание, смирение, отказ от благ мира и др.). Проект обители в стиле барокко разработал художник-архитектор Карло Мадерна (Carlo Maderno). Здание строили более 10 лет, и в 1620 году его заново освятили именем Девы Марии, принесшей победу представителям католицизма над чешскими протестантами в жестоком сражении у Белой Горы недалеко от Праги.
С 1624 года строительством руководил Шипионе Боргезе (Scipione Borghese), взявший на себя финансирование проекта. Благодаря этому в 1626 году строительство церкви завершилось. Внутренняя отделка, создание декора продлились до конца XVII века.
Санта-Мария-делла-Виттория пострадала огня в 1833 году, после чего пришлось реставрировать здание и его внутреннюю отделку.
Художественные особенности
Санта-Мария-делла-Виттория – один из образцов постройки в стиле барокко.
Храм имеет небольшие размеры, снаружи скромен и прост, передает особенности ордена, по инициативе которого создавался.
Во внутреннем убранстве церкви использованы различные средства создания образа интерьера:
- Колонны;
- Лепные украшения;
- Яркая мозаика с сюжетами из жизни святых;
- Стенная роспись;
- Позолоченные элементы интерьера;
- Скульптурные изображения.
В росписи присутствует несколько изображений «Мадонны Победоносной», которой посвящен храм.
Среди скульптур привлекает внимание «Мечта Иосифа» работы Доменико Гвиди (Domenico Guidi), создававшаяся мастером с 1625 по 1701 годы, а также надгробие над могилой кардинала Пьетро Видони (Pietro Vidoni), занимавшего свой пост в годы строительства церкви.
Особого внимания заслуживает изысканное оформление расположенной в западной части церкви погребальной часовни – капеллы, выполненной по заказу кардинала Федерико Карнаро (Federico Cornaro) и названной его именем.
Капелла Карнаро
Особую ценность представляет художественный и идейный центр капеллы Карнаро (Cappella della Cornaro) – «Экстаз Святой Терезы» (Estasi di santa Teresa d’Avila) работы Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Тему для создания скульптуры предложил также кардинал Карнаро.
Святая Тереза Авильская – это монахиня-кармелитка, проживавшая в 16 веке в испанском городе Авила и возведенная в ранг святых благодаря подвижнической жизни, отказу от мирских благ. Тереза из Авилы стояла у основания ордена босых кармелитов в 1593 году, так как боролась за возвращение к первоначальному строгому уставу ордена.
По преданию, Бернини создавал свой шедевр на основании сюжета из жизни Святой Терезы: святую во время сна посетил ангел в обличии обычного человека и поразил ее стрелой из чистого золота, имевшей наконечник из огня. Тереза Авильская, обладавшая литературным даром, рассказала об этом видении в одном из писем, вспоминая о состоянии «сладкой муки» от удара ангела прямо в сердце.
Скульптура высотой 3,5 м создавалась с 1647 по 1652 годы. «Экстаз Святой Терезы» отличается сложностью и театральностью композиции.
Экстаз Святой Терезы
Работа Бернини – синтез живописи, скульптуры, архитектуры и декорирования.
Знаменитую работу Бернини изваял из белоснежного каррарского мрамора, на заднем плане – лучи из бронзы, покрытой золотом, представляющие божественную природу явления ангела Святой Терезе. Вокруг композиции – обрамление в виде самостоятельного алтаря с цветными мраморными колоннами. За ансамблем скрыто окно, через которое проникает свет и усиливает эффект божественного сияния бронзовых лучей. С правой и левой стороны от композиции выполненные из мрамора балкончики, на которых изображены представители семейства Карнаро, обсуждающие видение Святой Терезы.
Бернини использует белый каррарский и цветной мрамор, полудрагоценные камни, объемные яркие фрески на своде капеллы с изображением небес. Мастер умело вписывает скульптуру в покрытый росписью интерьер церкви и достигает необычного эффекта изысканности, утонченности, передает сложность мистического образа. Скульптурная группа огорожена перилами, но они не отдаляют мраморные фигуры от верующих, а делают зрителей своеобразными участниками событий.
Фигура Терезы, расположенная среди облаков, поражает необычной позой, передающей одновременно и томление, и страдание, и озарение божественным светом, священный экстаз – экстаз от безмерной любви к Богу. В своих записках Тереза говорила о наслаждении, которое она находила в «Богосупружестве», о том, что в видениях Бог назвал ее своей женой, а себя – ее мужем. Скульптор сумел передать одухотворенность, чистоту и невинность одновременно с чувственностью. Ангел в ниспадающих одеждах, по которым скользит божественный свет от установленных на заднем плане лучей, стоит в изящной позе, привлекает внимание «человечным» выражением лица, легкой полуулыбкой, выражающей сочувствие, восхищение, предвидение.
Скульптура передает жизненность сюжета о чудесном видении, подчеркивает идею о том, что высокие духовные переживания может испытать каждый человек. Глядя на «Экстаз Святой Терезы», зрители должны были уверовать в возможность совершения религиозного подвига любым из верующих. Удивительно тонкий с психологической точки зрения образ экспрессивен, передает сиюминутное состояние персонажей и вечность идеи божественного служения.
Интересный факт
Известно, что в скульптуре Джованни Лоренцо Бернини отразились его личные переживания. Он был безумно влюблен в Констанцию Буонарелли, юную жену своего помощника.
Он называл ее ангелом, а свою любовь к ней ощущал как священный экстаз. В образе Святой Терезы мастер отразил и черты возлюбленной, и свою страстную любовь к ней, по его представлению, имеющую божественное начало.
Как добраться
- Церковь находится по адресу: Via Venti Settembre, 17.
К Санта-Мария-делла-Виттория можно дойти за 4 минуты пешком от станции метро Repubblica или за 10 минут от вокзала Термини (Roma Termini).
Двери церкви открыты для посетителей каждый день с 7.00 до 12.00 и с 15.30 до 19.00.
Рядом находятся такие достопримечательности, как Церковь Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna), фонтан Моисея (Fontana dell’acqua Felice) и площадь Республики (Piazza della Repubblica) с фонтаном Наяд (Fontana delle Naiadi).