Санта Мария дель Пополо и капелла Киджи

Базилика Санта Мария дель Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo) в Риме – красноречивое свидетельство того, что истинная красота часто прячется под невыразительной оболочкой. Её фасад не притягивает взгляды изощрённой отделкой или необычными формами, но за стенами скромного с виду здания скрываются уникальные сокровища.

Базилика Санта Мария дель Пополо

Легенды и факты

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня конца XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого собирались стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил волю Пресвятой Богородицы и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Другая версия не так романтична: некоторые историки полагают, что название возникло от словосочетания popolo romano («римский народ»), поскольку средства на строительство часовни собирали всем миром.

В 1277 году по приказу Папы Григория IX на месте часовни появилась небольшая церковь. Тогда же в неё из базилики Святого Иоанна Крестителя (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенного на Латеранском холме здесь же, в Риме, была перенесена икона Божьей Матери, созданная, по преданию, самим Евангелистом Лукой. На самом деле образ мадонны был написан в XIII веке в Сиене.

В 1250 году церковь перешла под юрисдикцию ордена Святого Августина. Здание несколько раз перестраивалось; глобальной реконструкции оно подверглось в середине XV века по приказу Папы Сикста IV. Работы по перестройке осуществлялись под руководством Андреа Бреньо (Andrea Bregno) и Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Санта Мария дель Пополо стала одной из первых церквей в Риме, в архитектуре которых преобладает стиль Возрождения. Именно тогда базилика приобрела тот вид, который сохранился до наших дней.

Интерьер

Базилика Санта Мария дель Пополо

Стоит только переступить порог, и взгляду открываются роскошные интерьеры, какие увидишь не во всяком городском кафедральном соборе.

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

Картина Караваджо "Обращение Савла"

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Алтарь базилики украшают два витражных окна работы француза Гийома да Марсилла (Guillaume de Marcillat). Их датируют 1509 годом, а потому они считаются самыми старыми в Риме. Сам же алтарь выполнен Андреа Бреньо в 1472-1477 годах.

Часы работы, как добраться

Базилика расположена на Пьяцца дел Пополо (Piazza del Popolo), 12.

Церковь открыта ежедневно с 7:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, по воскресным дням с 8:00 до 19:30. Вход свободный.

Проезд на общественном транспорте: на метро по ветке A (красная) до станции Flaminio или Spagna, далее пешком.

Поделись с друзьями!

Отзывы

О нас
Влюблена в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рада делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире.