Вы когда-нибудь слышали о Фокасе Флавио Анджело Дукасе Комнено Де Куртисе Бизанцьо Гальярди?
Нет? Я тоже.
А ведь именно так официально именовался великий и неповторимый итальянский комедийный актер и режиссер, итальянский Чаплин, знаменитый благотворитель с удивительной судьбой, достойной пера Дюма, человек с удивительным лицом, которого в Италии называли просто – Тото.
Странно, что мы, жители бывшего Советского Союза, совсем не знаем Тото. А если кто-то и знает, то только в связи с именем Фернанделя, партнера Тото по фильмам. Странно потому, что СССР питал особую любовь к Италии, вспомним хотя бы челентаноманию.
Да и хороших переводов фильмов с участием Тото (а он сыграл огромное количество ролей в кино и театре), у нас, увы, нет. Ведь чтобы передать хотя бы десятую часть той интонации, с которой играет Тото, надо быть самому актером величайшего комического дарования масштаба Аркадия Райкина.
Знаете, бывает так, что раз, увидев что-то, не находишь сил оторваться от этого. Так случилось и со мной.
Я решила приготовить каннелони с рикоттой и шпинатом. А чтобы не было скучно, включила телевизор. То, что я увидела, заставило меня пересмотреть ближайшие планы моих кулинарных подвигов. Я увидела игру, буквально пригвоздившую меня к экрану. Небольшой человек с сумасшедшей, невиданной харизмой играл так, что я очнулась лишь тогда, когда фильм закончился. Да нет, не играл! Он жил, жил во всю мощь, с наслаждением и радостью, щедро делясь ими со зрителями.
Это был Тото.
В моей любимой южной Италии, а точнее, в Неаполе, родном городе Тото, его не просто уважают и чтят, а боготворят по-настоящему, несмотря на то, что Тото нет уже около 50 лет. Старожилы-неаполитанцы с огромным удовольствием покажут вам маршруты, по которым любил ходить Тото, рестораны, где он обедал с друзьями, бары, дома, где он бывал.
Например, если вы пройдете всю роскошную, даже слегка помпезную неаполитанскую набережную до конца, минуете все отели, то выйдете прямо на причал, к знаменитому ресторану «Zi Tereza». Кто-нибудь из местных обязательно, как бы вскользь, нарочито небрежно скажет, мол, да, любил здесь сиживать Тото, а какой же он щедрый был, синьора….
Вы можете присесть за столик, заказать одну из тех мягких, пахнущих ванилью еще теплых дзепполе, которые умеют готовить только в Неаполе, чашечку кофе и представить этот шумный, немного сумасшедший и такой разный Неаполь, каким он мог быть 50 или 70 лет назад, как в фильмах с Тото.
Собственно, вам придется только поменять костюмы действующим лицам, потому что главный неаполитанский колорит никуда не делся. Город-театр, в котором есть все: блеск и нищета, изыск и простота, искренность и обман. Но о Неаполе чуть позже…
Тото – легенда Неаполя, например, рассказывают, что Тото, будучи уже знаменитым и богатым актером, помнил свое нищее детство, и втайне подкладывал беднякам деньги под порог дома, щедро раздавал лиры во время многочисленных поездок.
Судьба Тото удивительна. Его мать – бедная неаполитанка, влюбилась в знатного маркиза де Куртиса. Плодом этой любви и стал Антонио, Тото, как стали его звать впоследствии. Свое отцовство маркиз признал, когда Тото было уже 20 лет. Тогда же и началась его стремительная и блистательная карьера. Десятки фильмов, спектаклей, изданный сборник стихов, песенное творчество. Кажется, что все, до чего прикасалась легкая рука Тото, начинало искриться какой-то особенной радостью бытия, во всем сквозит итальянская легкость и ирония.
А на любом неаполитанском книжном развале вы обязательно встретите книгу-биографию Тото, роскошно изданную, с вкладками и фотографиями, а также сувениры с изображением его запоминающегося лица с немного грустной, как у всех комиков, улыбкой.
«Исследования общественного мнения базируются на ложной предпосылке, что общественность имеет мнение», — говорил Тото.
Но в нашем случае, мнение общественности о Тото единодушно. Аплодисменты! Браво!