Валентино, Гуччи, Москино, Ферре, Миссони, Феррагамо, Пуччи, Кавалли, Фенди, Армани, Алесандро Мендини, Гаэтано Пеше, Етторе Соттсасс, Джованни Понтии, – эти громкие имена известны даже тем, кто мало-мальски интересуется модой и дизайном.
Знаменитые итальянское качество и стиль давно завоевали сердца ценителей красоты и комфорта. Послевоенная Италия, мучимая эстетическим голодом, сосредоточилась на активном развитии промышленности, и вскоре мир услышал певучие итальянские имена создателей прекрасного. Прошло совсем немного времени – и названия «Веспа», «Ламбретта» уже не нуждались в расшифровке, а итальянская кофеварка, спроектированная знаменитым архитектором. Понти, стала едва ли не символом dolce vita.
Но главный прорыв итальянских дизайнеров произошел немного позже, в 60-х годах, когда на выставке I Saloni Milano, целый сектор был отведен для итальянских производителей мебели.
Вот только некоторые отзывы:
«Итальянские дизайнеры создают не просто мебель, они смотрят глубже, проникая в самую суть и характер вещей».
«Итальянским дизайнерам оказалось недостаточно вырваться из объятий прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее, создавая абсолютно новые невероятные формы».
А в 1972 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка «Италия: Новый внутренний пейзаж», после которой за Италией прочно закрепилось первое место. Отныне мир будет ориентироваться на творения итальянских дизайнеров.
Имя итальянского дизайнера Даниелы Кьонны (Daniela Chionna) хорошо известно на юге Италии. Она проектирует и создает вещи, которые по полному праву можно назвать арт-объектами. Открытость к экспериментам и полная свобода обращения с материалами позволяют ей творить без малейшего ограничения полета фантазии.
Элегантная, с очками в пол-лица, с безупречно подобранными аксессуарами – именно так встретила меня Даниела в кафе. За чашечкой эспрессо мы обсудили ее новый проект, словом, поговорили «о времени и о себе». Представляем эксклюзивное интервью Даниелы Кьонны читателям сайта «Италия для меня».
— Даниела, каждый, кто заходит на твой сайт (danielachionna.it – прим. редакции), сразу же видит известную цитату одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского: «Новая наука об искусстве может возникнуть лишь тогда, когда знаки станут символами и когда открытый глаз и ухо позволят проложить путь от молчания к речи». Чем обусловлен выбор этой цитаты?
— Лично для меня в этой цитате заключен смысл и суть искусства. Нужно не только слышать, но и чутко прислушиваться ко всему, происходящему вокруг тебя. Тогда ты можешь постигнуть не только внешнее, но и то, что происходит внутри себя. А постижение себя и есть смысл искусства.
— Кто повлиял на твой выбор стать художником? Расскажи о своих учителях.
— Моим первым учителем был мой отец. С самого детства я жила в атмосфере искусства, потому что все члены моей семьи так или иначе были связаны с искусством. В доме моих родителей всегда собирались известные художники и артисты, я слушала их разговоры, посещала выставки и всегда чувствовала себя частью этого мира, несмотря на юный возраст. По сути, моя профессия была предопределена. Вообще, в жизни мне посчастливилось встретить выдающихся людей, у которых я училась не только профессии, но и жизни. И все же мне удалось понять одну истину – самый большой учитель находится внутри меня.
— Ты часто принимаешь участие в различных выставках и проектах. Как ты считаешь, всегда ли художнику нужна обратная связь, что для тебя значит мнение зрителей?
— Я думаю, мнение так называемой общественности имеет важное, но не решающее мнение для художника. В тот момент, когда зритель смотрит на произведение искусства, он вступает с ним в некие отношения, произведение всегда вызовет эмоции у зрителя. Если положительные, то художнику, конечно, будет приятно, если нет, то в любом случае художник обязан следовать своей дорогой. Истинный художник не подстраивается под зрителя, а зритель – под художника. Зритель лишь резонирует на частоте творца.
— Все мы находимся в ожидании твоей новой ювелирной коллекции. Чему она будет посвящена?
— В сентябре 2014 года будет запущена в производство новая коллекция ювелирных изделий. Это коллекция Арт-а-Порте, посвященная моей маме. И названа она по ее имени – Nina Joyeuse. Коллекция сделана из материала очень похожего на папье-маше, украшенного вручную. Каждое изделие похоже на настоящие картины. Это ювелирные изделия, созданные для изысканных женщин, которые любят фантазировать.
— Кто твой идеальный клиент?
— Мой идеальный клиент – это, безусловно, человек необычный, очень свободная от условностей личность, но в то же время очень глубокого чувствующая и умеющая обращаться с символами. Мои коллекционеры любят окружать себя красотой и создавать вокруг себя атмосферу радости. И я счастлива, что помогаю им в этом.
— Италия долгое время была колыбелью мировой цивилизации. Используешь ли ты в своих работах великие достижения итальянских мастеров, художников, скульпторов и музыкантов?
— Я горжусь грандиозным культурным наследием моей страны. Конечно же, все великие имена эпохи Возрождения так или иначе незримо присутствуют в моем творчестве. В течение всего года я много путешествую, чтобы посетить самые крупные выставки итальянских и иностранных художников, чтобы понять, чем живет мир. Да, я не могу жить без джаза и, конечно же, без музыки Пуччинни.
— Как ты оцениваешь современное искусство, где предметом исследования художника может быть все, что угодно. Где грань – искусство или не искусство?
— Я не разделяю искусство на классическое и современное. Искусство или есть, или его нет. Искусство – это всегда выражение души человека и его времени, и если в произведении есть истина, значит, оно будет вневременным. Для меня произведения Караваджо являются не более важными, чем работы современных больших художников. Мы лишь резонируем со временем, но общечеловеческие ценности и наши эмоции неизменны.
Интервью взяла Надежда Феденко
Фото Антимо Алтавилла (Antimo Altavilla)